«Уже в четверг ваш 11-летний ребенок просит прибавки к той недельной сумме, которую успел потратить. Стоит ли идти ему навстречу? Карманные деньги — это своего рода тренажер. Они нужны, чтобы ребенок постепенно освоил финансовые отношения, научился планировать траты, расставлять приоритеты. Договоритесь с сыном или дочерью заранее, сколько наличных он (она) будет получать и на что будет тратить. Младшие школьники импульсивны, часто поддаются сиюминутным желаниям, и в результате недельная сумма может быть израсходована за один-три дня. Самое неправильное в этом случае — дать еще денег »в виде исключения«. Это лишь подкрепит в ребенке ощущение, что правила соблюдать не обязательно. Если вы чувствуете, что ему трудно противостоять искушениям, разделите недельную сумму на две или три части. Выдавайте деньги в понедельник, среду и субботу. Потом удвойте сумму, выдаваемую в понедельник, но предупредите, что в среду денег не будет. Если ребенок справляется с краткосрочным планированием, можно вернуться к еженедельным выплатам. У подростков 15 — 16 лет появляется еще больше искушений. Иногда они просят денег, но отказываются говорить, на что собираются их потратить. Напомните подростку о ваших договоренностях и предложите откладывать деньги, либо самому заработать на то, что ему необходимо. Желая уберечь детей от опасностей, связанных с деньгами, родители порой резко усиливают контроль: требуют отчета о потраченном, принюхиваются к одежде, пытаясь уловить запах табака, заглядывают в мобильный. Такое поведение взрослых только усугубляет скрытность подростка. Задайте себе вопрос: почему вам так важно знать, на что ваш ребенок тратит деньги? Будет ли вам спокойнее, если вы узнаете, что сын подарил однокласснице духи? Или дочь потратила деньги на кофточку, которую вы считаете безвкусной? Подростки часто отказываются объяснять нам свои поступки, потому что подозревают, что мы сочтем их глупыми. В самом деле, карманные деньги — это не командировочные расходы. Дети имеют право распоряжаться ими по своему усмотрению. Только так они смогут узнать цену вещам и научатся отвечать за свои финансовые решения».
* Анна Фенько — психолог, автор бестселлера «Люди и деньги. Очерки психологии потребления». Класс, 2005.
Об этом
- «Как научить ребенка обращаться с деньгами»; Джолайн Годфри Веселое и очень подробное пошаговое руководство по финансовому воспитанию детей и подростков от пяти до 18 лет со множеством узнаваемых примеров и наблюдений (Добрая книга, 2006).