«В отношении гигиены подростки демонстрируют обычно два крайних типа поведения: одни просиживают в ванной комнате часами, другие туда не заходят вообще, словно не замечая свой неприятный запах и неопрятный вид. Раньше нелюбовь к мытью можно было объяснить отсутствием подходящих условий. Однако сейчас родители с первых дней жизни младенца превращают ванну в сущее удовольствие – с помощью различных гелей, пен и игрушек. Почему же у подростков возникает неприязнь к водным процедурам? Скорее всего, таких детей мамы слишком долго и пристально опекают, не прививая навыка мыться самостоятельно, – для этого им просто не хватало времени, желания или терпения. Но потом, когда школьник впервые остается в ванной один, у него может начаться паника: мать его бросила, он протестует, бессознательно тоскует по счастливому детству, когда его баловали.
Настаивайте на том, чтобы взрослеющий сын (или дочь) принимал(а) душ как минимум через день. Деликатно и с юмором (но без иронии!) объясните, что наша привлекательность напрямую зависит от чистоты, но не давите на подростка, иначе вы можете спровоцировать реакцию отторжения, и он принципиально не будет ходить в душ.
Некоторые старшеклассники впадают в другую крайность и часами моются, наряжаются и поливают себя ароматами. Им не нравится запах собственного тела, которое в возрасте 13-18 лет выделяет очень пахучие гормоны. Подросткам некомфортно в своей новой роли, и они всеми силами пытаются скрыть свое естество, спрятаться за сильным ароматом духов. Расскажите ребенку, что в его возрасте это нормально, и выраженный запах со временем исчезнет. Однако это не повод переселяться в ванную, которая нужна и другим членам семьи. А кроме того, подросткам необходимо научиться любить свой запах – естественный запах чистого тела, что, кстати, не так просто в нашем обществе с его культом парфюма, отдушек и прочих искусственных ароматов».
Об авторе
Профессор Даниэль Марселли – руководитель службы детской и подростковой психотерапии и психиатрии университетской клиники Пуатье (Франция).