alt

«Когда ребенок 5–6 лет отказывается учиться, это раздражает и настораживает родителей: он что, хуже других? Как же он будет учиться в школе? Тут есть и родительское честолюбие: все подающие надежды дети должны как можно раньше начать читать… Если ваш ребенок не желает корпеть над букварем, попытайтесь понять: чего он хочет? Если его любимое дело – играть, если он легко придумывает сюжет, умеет договариваться с приятелями о ходе игры, тогда все с ним нормально. Играющий ребенок, как правило, чтению учится самостоятельно. Чуть раньше или позже. Возраст может варьироваться от 5,5 до 7 лет. О буквах он узнает между делом: достаточно читать ему сказки и стихи, персонажами которых являются буквы, во время прогулок обращать внимание на «городскую азбуку» – значок «М» над входом в метро, огромные слова рекламных плакатов.

Возможно, вы нетерпеливы и уверены, что ребенку необходимы целенаправленные занятия по чтению. В этом случае их нужно правильно организовать. Пятилетка устроен совершенно иначе, чем семилетний ребенок, поэтому и учить его нужно по-другому – через игру. Используйте лото с короткими подписями под картинками, самодельные книжки: картинка + буква или картинка + слово, вместе играйте в «школу», «почту», «картинную галерею». Многих детей увлекает игра в «вывески». Например, вы ждете гостей из другой страны. Напишите и развесьте по дому таблички с названиями неизвестных им предметов: «стол», «шкаф», «лампа»... А когда ветер сорвет и перепутает все вывески, некоторые (самые короткие) придется написать заново... Играйте с ребенком в свое удовольствие и имейте в виду: жесткой связи между ранним обучением чтению и будущими гениальными свершениями не существует. Рубеж, действительно дающий повод волнениям, наступает в возрасте 8–9 лет. И связан он не с умением складывать буквы в слова, а с желанием или нежеланием ребенка самостоятельно читать книжки».

*АВТОР КНИГИ «РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ В ПЕДАГОГИКЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ» (ЛИНКО-ПРЕСС, 1998).