Мы много говорим о пользе спорта для детей, в частности, для детей особенных. Он развивает двигательные способности и не только, помогает двигаться вперед. Тренировки повышают успеваемость, коммуникативные навыки.
Действительно, его польза очевидна для взрослого. Но не для ребенка. И кто, как не родитель, может сделать конкретной, объемной, понятной эту пользу? Важно все: его отношение к занятиям ребенка, заинтересованность, желание помочь.
В процессе физической активности участвуют трое: сам ребенок, специалист и родитель. Каково же место последнего в этой команде, особенно если речь идет о детях с физическими ограничениями?
Наполнить смыслом процесс обучения
Для ребенка польза спорта абстрактна. Вроде бы он понимает, что надо наклоняться, отжиматься, поднимать руки. Но зачем ему это делать? Что значит: «Занимайся, и у тебя будет прямая спина»?
А вот вполне конкретные боль и усталость после тренировки он чувствует. Есть и другие занятия, которым он хотел бы уделить время, — рисование, компьютер, прогулка. Родители способны показать ребенку, в чем смысл его физической активности. Показать своей последовательностью, заинтересованностью, верой в него и в тренера.
Ребенок, в том числе особенный, крайне зависим от взрослых. Если родитель интересуется, какие возникают трудности, что нужно для занятий, радуется достижениям — это создает здоровый и продуктивный климат, в котором ребенок чувствует внимание взрослого и сам включается в процесс. И этот процесс занятий спортом — неважно, каким — становится значимым для него.
Если же родитель сомневается в методах, в промежутках между тренировками отзывается неуважительно о том, как они построены, говорит, что не понимает ничего в том, что происходит на занятиях, сам не осознает их пользы, ребенок пропитывается таким подходом и тоже ничего делать не хочет.
Препятствия, которые мешают занятиям
1. Родители не готовы к трудностям
Иногда родитель попросту не готов к тому, что его ребенок не сможет сразу выполнить все задания, проделать все упражнения. Он видит, что ребенок рассеян, не выполняет указания тренера, и делает вывод — этот вид спорта не подходит. Чаще всего дело тут в несоответствии ожиданий и действительности.
Родитель расстраивается, теряется, злится. Пытается что-то с этим сделать. Начинает одергивать ребенка, оправдывать его, косо смотрит на тренера, противопоставляет ребенку остальных детей. Критикует методику, проявляет отрицание: «С нами все хорошо, а вот ваши занятия не помогают».
Когда мы проводим первичные диагностические тренировки, очень большой процент родителей не возвращается, увидев, что у их ребенка не получается так хорошо, как у других. Забирают детей и отдают туда, где легко, где не надо трудиться. Но где же тогда развитие, где кризис, который заставляет нас становиться лучше, развиваться, взрослеть, накапливать опыт?
Родителям стоит понять — сравнения непродуктивны. Мы не конкурируем друг с другом, мы соревнуемся с самими собой.
2. Родители винят себя
Они стыдятся ребенка, воспринимают его поражения как свои собственные. Чувствуют, что ошиблись, чего-то недоделали. Эти ощущения становятся определяющими.
Родитель, погруженный в рутину, в поиск средств реабилитации для особенного ребенка, а иногда и средств к существованию, забывает про себя. В таком случае вместо того, чтобы сразу бросать занятия, следует обратиться за поддержкой к тренеру, к психологу. Напомнить себе: «Если бы не я, никаких занятий, никакой реабилитации, никакого спорта не было бы вообще».
Если родители вместе с тренером справятся с чувствами вины и стыда, то со временем появляется прогресс.
Родителям надо понять, что происходит с ребенком, почему пока у него что-то не получается, обсудить технику выполнения упражнений, механику движений. Тогда, скорее всего, и винить себя станет не за что. Ведь занятия, а особенно реабилитационные, — не подиум, не олимпийские игры. Это рабочая принимающая среда, в которой дети растут, ошибаются и развиваются.
3. Родители стыдятся ребенка
Если ребенок ведет себя плохо, капризничает, срывает тренировку, родителям становится стыдно за него. Во время тренировки особенно заметно, справляется ли взрослый с этой ситуацией. Считает ли, что ребенок «испорченный», что он «неправильно воспитан»? Боится ли порицания со стороны? Или старается искать креативные подходы, чтобы вернуть рабочий настрой?
Приведу пример из моей практики. Во время онлайн-тренировки одна девочка начала прямо в эфире ссориться с бабушкой и в итоге убежала в другую комнату. Бабушка расстроилась, начала оправдываться, сказала, что, возможно, больше они тренироваться не будут. На это я предложил женщине продолжить тренировку без внучки. Она успокоилась и поняла для себя, что плохое поведение внучки — всего лишь единичный случай.
Для ребенка и для родителя крайне важно поговорить про свое состояние самим и со специалистом, назвать причину, почему тренировка сорвалась, не уходить от нее. Иначе ребенок делает вывод, что можно рыдать, кричать, и тогда никаких занятий не будет.
Как поддержать интерес ребенка
1. Родитель — внешний регулятор поведения ребенка
Отмена тренировок, переносы, неоправданные поощрения непродуктивны, если навязаны взрослому ребенком. Родители могут поддаваться или злиться, кричать, делать замечания. Но этим они только поощряют манипуляции. Чтобы справиться, взрослые должны управлять поведением ребенка, мудро и спокойно направлять его. Придерживаться ровного нейтрального тона, зная, что будут делать дальше. Оставаться последовательными в требованиях. Не отступать от согласованных с тренером и ребенком правил.
2. Родители и тренер — одна команда
Тренер и родитель должны договориться о правилах в отношениях детей. Можно использовать жетоны, наклейки, поощрения. В моей практике был случай, когда удалось справиться с демонстративным поведением мальчика, установив правило трех жетонов. Для того, кто получает три жетона, тренировка заканчивалась. Мы придумали такой способ с родителями, определили — во время проведения урока нельзя показывать язык, играть в свои игрушки, болтать. За каждое нарушение ребенок получал один жетон. Мальчик снова начал показывать язык, получил первое предупреждение. Потом еще одно. Но до третьего дело не дошло. Поэтому рекомендация для родителей: включайтесь в процесс, шутите, играйте.
3. Тренировки должны быть интересными для детей
Если занятия скучные, дети не станут их посещать или будут мучиться, срывать тренировки. Задача и родителя, и тренера — заинтересовать, добавить в процесс игру. Родителям стоит исследовать свои точки опоры, чтобы ничто не могло выбить их из колеи. Прислушаться к себе, понять, какие эмоции они испытывают, научиться поддерживать себя. Выяснять до тренировки, что и как, объяснять, какой ребенок, что он может, чего нет, — это поможет родителю стать увереннее и заразить уверенностью и желанием заниматься своего ребенка.
Об авторе
Антон Анпилов — психолог Благотворительного фонда