Пять мужчин — пять неудач
У Светланы богатый опыт по части неудавшихся отношений. «Первый, Михаил, был прекрасным, но невыносимым эгоистом. Второй, Алексей, трудоустроенным интеллектуалом, и при этом кошмарным нарциссом. Потом был художник в творческом кризисе, Павел, который нуждался во мне, только когда сам пребывал в отчаянии.
А когда мне, тоже отчаявшейся, захотелось какой-то стабильности и нормальности, появился Виктор, менеджер, очень практичный и яркий человек. Самый беспощадный из всех. Последний, Андрей, меня добил. Мы должны были съехаться, когда он мне признался, что он согласился на полуторагодичную командировку за границу, чтобы... подумать. О себе, обо мне. В итоге — мне 39 лет, и я совершенно одна».
Множество женщин могли бы рассказать похожие (и не очень) истории о мужчинах, упущенных возможностях и изнуряющем ожидании своего единственного. Что их объединяет?
Женщины мечтают о романтической истории любви Тристана и Изольды и идеализируют партнера
«Все эти женщины неслучайно одиноки, — утверждает философ и психоаналитик Энрикетта Букли, эксперт итальянского Psychologies. — Они не жертвы судьбы или невезения. За каждой историей одиночества скрываются свои причины, порой настолько скрытые и неочевидные, что обнаружить их практически невозможно».
Слабая мать, сильный отец
Светлана, жаждущая любой ценой найти партнера и признающая, что она позволяет нерасположенным к длительным отношениям мужчинам доминировать в отношениях, демонстрирует тип любви, который условно можно назвать «терпеливая любовь». Мужчина исчезает, вновь появляется, а она оправдывает его поступки. В итоге разрыв неизбежен.
Чтобы понять природу подобного поведения, необходимо реконструировать семейную ситуацию — и вот мы видим кроткую мать, которая готова считаться с чем угодно, лишь бы не остаться одной, отца, который обладает всеобъемлющей властью, и дочь, повторяющую эту схему уже в своей жизни.
Слишком идеальный отец
35-летняя Элина вполне ясно представляет, какой мужчина ей нужен, однако отношения все равно не складываются. «Самые длительные отношения продолжались полгода, — рассказывает она. — Каждый раз это было как удар молнии, все просто замечательно, особенно в начале. Потом один и тот же сценарий: ссоры, обиды, the end».
Элина представляет собой самой распространенный в наше время тип любви — «текучей», как ее называет Энрикетта Букли, «поверхностные отношения, которые как начинаются с секса, так им же и заканчиваются. Такие женщины как коллекционеры: ни один мужчина не дотягивает до придуманного ими идеала».
У Элины был отец, которого она очень любила: поэтому, чтобы влюбиться, ей нужно сначала… перестать быть дочерью — но ей это не удается. «Это и есть миф роковой любви, самый последний, который передали нам в наследство философия и литература. Женщины мечтают о романтической истории любви Тристана и Изольды и идеализируют партнера. Когда же мужчина предстает перед ними со своими недостатками, тут и «сказочке конец», — говорит Энрикетта Букли.
Страх ответственности
36-летняя Мария вечно влюбляется в женатых мужчин. «Каждый раз я рыдаю: ну почему опять они мне попадаются? Они не хотели уходить от жен, чувствовали себя виноватыми, просили меня потерпеть — и я терпела». Мария решила разобраться в происходящем вместе с психологом и поняла, что главная ее проблема заключается в страхе. Страхе жить вместе, страхе ответственности перед потенциальным ребенком — неизбежной составляющей будущей семьи. Именно этот страх и заставлял ее выбирать априори недоступных мужчин.
«Сегодня женщины больше уверены в работе, чем в чувствах, — комментирует Энрикетта Букли. — Они погружаются в карьеру, стремятся к экономической независимости и, может быть, именно из-за этого блокируют свои глубокие переживания. Концентрируясь на целях, которые нужно достичь, они отталкивают то, что потенциально может нарушить созданное ими равновесие — а ведь ничто не может так его нарушить, как ребенок. А потом приходит ощущение пустоты. Состоявшиеся женщины ищут мужчин, с которыми они могли бы разделить всю ту ответственность, от который они сами же и отказывались».
Считается, что женщины в большинстве мыслят себя в рамках пары, однако у психолога Марко Вилламира на этот счет другое мнение: «Однажды женщины, которые утверждают, что всей душой жаждут семейной жизни, в итоге придут к справедливому заключению: они представляют собой вымирающий вид. Фундаментом будущего общества станет именно одинокий человек, а не пара». Тогда почему же одиночество становится причиной таких страданий, даже для тех, что говорит, что им «и так хорошо»?
То ли парень, то ли сын
48-летняя Людмила выбирает мужчин, которые намного моложе нее. «Я чувствую себя сильной, соблазнительной, живой. Я смотрю на ровесников, заложников угасших браков, и думаю: как же мне повезло. Впрочем, по той или иной причине, все мои партнеры уходят от меня. С ними у меня нет будущего», — признает она. Есть женщины, которые охотно берут на себя роль матери по отношению к молодому человеку. Они выбирают мужчин-детей, товарищей по игре и не более того. Но дети, как известно, покидают отчий дом…
И все же: какую роль играет желание? По сути, оно ключ ко всему, что с нами происходит. Чего мы хотим на самом деле? Чего мы действительно боимся? Почему мы выбираем женатых/молодых/свободных? Чтобы понять это, нужно иметь мужество разобраться в том, что представляем мы сами по себе и, возможно, пойти на терапию. Хотя вокруг нас достаточно тех, кто с удовольствием говорит о том, что одинок не «к сожалению», а «к счастью».
Книги на тему
«Жизнь соло. Новая социальная реальность» Эрика Кляйненберга
Во все времена человек организовывал жизнь так, чтобы не остаться в одиночестве. И вот теперь ситуация меняется. Впервые в истории значительное число людей разных возрастов и социальных групп начали жить в одиночку, либо в какие-то периоды своей жизни (после развода, смерти супруга), либо не вступая в брак вообще.