Елена Соколова, психолог, автор женских тренингов, соучредитель Московской психологической лаборатории (МПЛ12) и центра «Женский мир».
Я считаю хорошие профессиональные тренинги эффективными. Они помогают тем, кто хочет перемен и готов к ним. Но в последние пару лет все больше тех, кто ищет «волшебную пилюлю» – быстрых изменений жизни без усилий со своей стороны.
Они постоянно посещают новые классы и легко становятся тренинго-зависимыми. Вы наверняка видели таких людей. Обычно они обладают уникальным «знанием» об устройстве мира, единственным и неоспоримым, и они постоянно ходят на тренинги. Увлечение тренингами – это новый «тренд» в определенных кругах, новое религиозное течение. Хотя по мне – это скорее новый способ не жить, а играть в жизнь, нарабатывая новые качества и отрабатывая новые навыки на тренингах. Но не рискуя их использовать.
Одержимым тренинги не помогают. Интересно, что такие «фанатичные» посетители крайне переменчивы. Пока они воодушевлены новым знанием и получают достаточно внимания от «гуру», они сохраняют верность, но могут быстро переметнуться. Низвергнуть одну идею и стать приверженцем другой. При том, что эти идеи и знания могут меняться на прямо противоположные – от буддизма к атеизму, от ведической женщины к женщине тантрической…
Одержимые с воодушевлением передают гуру самое ценное – ответственность за свою жизнь
Одержимые с воодушевлением и преданностью в глазах передают гуру самое ценное – ответственность за свою жизнь.
За это требуют знание, которое изменит их жизнь: «Как мне жить, вообще что правильно, а что не правильно! Кстати, думать я не хочу, сам решать тоже. Научи ты меня, о великий гуру. Да-да, я все понял (поняла)… нет, делать не буду. А что, делать надо? Нет, так мы не договаривались.. я же за волшебной пилюлей. Как нету?»
Тренировка, но не волшебная пилюля
Что такое тренинг? Это НАВЫК, как в спорте, – вы пошли на тренировку качать пресс и потом не ждете, что он сам будет качаться. Тренировка – это фундамент, нулевой уровень, задаток, импульс, а действие начинается, когда вы с тренинга выйдете.
Или взять бизнес-обучение. Вы изучаете бизнес-процессы, становитесь более компетентны в этой сфере, а потом – несете новые знания и себя нового в свой конкретный бизнес и меняете его, делая более эффективным. Так и с тренингами личностного роста.
У одержимых с этим большая проблема. Потому что действовать не хочется. Думать не хочется. Анализировать, меняться не хочется. И после тренинга, когда пора действовать, возникает сопротивление – «Я почему-то не могу выйти из дома, не могу начать что-то делать, не могу познакомиться с мужчиной…» Дайте мне еще одну волшебную пилюлю. «Я решила познакомиться с мужчиной и пошла на тренинг»… прошло полгода… познакомилась? – «Нет, у меня сопротивление».
И, после нескольких лет, а может и раньше, когда волшебная пилюля не сработала, они разочаровываются в тренере, в направлении, в школе. И как вы думаете, что они делают? Ищут другого тренера. И все повторяется вновь – преданные глаза, пропаганда идей, ожидание чуда, «сопротивление», разочарование…
Тренер как родитель
Иногда вопрос не в тренинге вовсе.
Иногда одержимый ходит на тренинги, пытаясь доиграть детско-родительские отношения, чтобы выиграть наконец, получить от родителя одобрение, признание, восхищение. В таких случаях тренер-гуру выступает в роли «родителя».
Дальше выключается взрослое критическое мышление, цензор растворяется, улетучивается контакт со своими желаниями (если был) и включается схема – «родитель–ребенок», где родитель говорит, что делать, а ребенок – либо слушается, либо хулиганит.
Одержимые ищут волшебную пилюлю, которая изменит их жизнь, а когда это не срабатывает, уходят... к другому тренеру
Но это жизнь ребенка никак не меняет, потому что все, ради чего он это делает, – это получить внимание от родителя. Не важно, хороший это родитель или плохой.
Кстати, этим объясняется огромный интерес к тренингам, на которых очень жесткие условия обращения с участниками. Есть внутреннее ощущение «привычного», справедливого, знакомого. Это если в семье так было принято. Если отношения с родителями были холодные, может, даже жестокие (а в России это, пожалуй, каждая вторая семья), – то на таком тренинге участник как дома, в привычной обстановке. И бессознательно хочет наконец-то найти «решение» – то есть отстоять свое право на жизнь или получить внимание тренера.
Нет внутреннего стержня, нет навыка и привычки и опыта опираться на кого-то большого и поддерживающего, кто может мне помочь преодолеть сложности.
Как помочь одержимому
Если кто-то из ваших знакомых прошел уже десятки тренингов, но в его жизни ничего не меняется, предложите ему остановиться. Взять паузу и подумать. Может, ему это и не надо вовсе. Например, на моем тренинге про то, как выйти замуж, обязательно найдется кто-то, кто в результате работы с собой осознает, что НЕ ХОЧЕТ выходить замуж, а стремление было продиктовано давлением родственников, социума, внутренней тревогой не справится одной. И какое же облегчение наступает в тот момент, когда, осознав нежелание, женщина разрешает себе не хотеть. Сколько радости, сил, энергии, вдохновения открывается, когда можно направить свою энергию и внимание туда, где действительно интересно.
Иногда одержимый ходит на тренинги, пытаясь доиграть детско-родительские отношения и получить наконец признание от «тренера-родителя»
Если вам хочется заняться собой, можно найти хорошего психолога, который поможет вернуться в ресурс, почувствовать себя и разобраться в своих целях и приоритетах. Отличный способ вырваться из одержимости – вернуться к свой сильной и взрослой позиции, а это можно сделать через тело. Танцы, спорт, внимание к своим потребностям, чувствам и ощущениям. Иногда, как это ни странно, за потребностью в тренингах могут стоять проблемы со здоровьем, общая усталость и, как следствие, повышенная тревожность.
Тренинги эффективны и полезны тем, кто готов менять свою жизнь. Они могут стать волшебным пенделем, полигоном для расширения кругозора, освоения новых навыков общения и взаимодействия с людьми и с жизнью.
Тренинг не может дать никаких гарантий, что ваша жизнь изменится.
Вы получите достаточное количество информации и инструментов, чтобы ее изменить.
Но менять ее вам придется самостоятельно.