Нужно ли уступать детям место в общественном транспорте? Скандальное заявление блогерши вызвало споры в Сети
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Уступать ли детям место в транспорте?»: о чем спорят россияне

Ставший виральным ролик появился в интернете еще в середине июня, но за несколько недель набрал больше миллиона просмотров и тысячи комментариев. На видео мама шестилетней Алины показала, как ее дочь стоит у поручня, и посетовала, что никто из пассажиров — особенно мужчин, которых она назвала «цветочками» — не уступает им место.

«Против»

Позицию блогерши разделили далеко не все. В комментариях пользователи соцсетей отметили, что пост женщины «обесценивает» других людей, а также заявили, что взрослые люди не обязаны уступать место маленьким детям.

  • «В таком возрасте, как ваша дочь, в советское время учили уступать место пожилым и взрослым».

  • «Никогда не видел, чтобы мне в шесть лет кто-то уступил место. Это я вставал и уступал место людям в возрасте. Если маленький ребенок, который только только научился ходить, то не проблема уступить. Но ребенку в шесть лет, который вполне способен простоять пару станций в метро, надо уступить место? Это прикол?»

  • «Очередная „яжмать“. Сидите дома, лучше и для вас, и для окружающих».

  • «Я, отработавши сутки на работе в детской больнице, даже внимания не обращу, что кто-то мне скажет, что я бессовестная и не уступаю кому-то место, не обязана, я об этом моменте в этот же день забуду. Успокойтесь и пейте ромашку».

  • «Ваш ребенок — это ваша ответственность. В транспорте дети должны ехать сидя, так подойдите к любому мужчине и попросите. Но вы снимаете видео, какая молодец, вот из-за таких женщин остальных называют „яжмать“».

Некоторые также упомянули, что люди, в том числе и мужчины, могут не уступать место из-за усталости или проблем со здоровьем, а самой матери предложили воспользоваться такси, если она заботится о комфорте и безопасности своего ребенка.

  • «Мой график буквально: в 6:00 встаю, к 8:00 на подработку, в 10:40 выезжаю в институт, пары начинаются в 12:40, заканчиваю в 19:10. Плюс проблемы со спиной, очень слабые мышцы, из-за чего болит тело. И теперь объясните: почему я должна уступать?»

  • «Может, они пахали на двух работах в сутки, чтобы прокормить семью? У каждого разные ситуации в жизни, но утверждать, что у вас хуже, самое ужасное. Всегда предполагайте, что этому человеку нужнее, и все. Я бы никогда не злилась на другого, что он не уступил мне».

«За»

Тем не менее нашлись и те, кто встал на сторону матери:

  • «Дело не в том, устал ли ребенок, а в безопасности. Провозить детей стоя опасно. Напали все на мать. И муж мой, и отец, и все мое окружение бы уступили место ребенку. Лечитесь».

  • «Девочки, запомните всех мужчин в комментариях и не рожайте от них».

  • «И еще меня бесят мужчины, которые лезут в метро первыми, чтобы занять себе место. Мужчины вы или кто, которые женщинам не уступают место и делают вид, что спят, закрывая глаза?»

  • «Бывает всякое, но я за то, чтоб уступали, ведь эт в первую очередь уважение! Меня тоже удивляет мужской пол в метро, безобразие полное».

1/2
Фото:

Соцсети

Что об этом думает психолог

Оксана Штыркова

Системный семейный терапевт и эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»

Нужно ли все-таки уступать детям место в транспорте?

Сам по себе феномен, когда люди освобождают свое место другому человеку, может быть специфичен для каждой отдельной страны, и нет каких-то универсальных законов для всех. Не существует определенного правила, ребенку какого возраста обязательно уступать место в общественном транспорте. Вероятнее всего, в случае с блогершей речь идет о конкретном ребенке, который мог всего-навсего мог устать.

Почему некоторые требуют уступать место детям?

Этот вопрос сейчас беспокоит многих исследователей — психологов, социологов. Существует несколько гипотез: я склоняюсь к следующей: те взрослые, которые сейчас как раз-таки осуществляют безмерную заботу о детях, ставят их в центр своей жизни и требуют такого же отношения от окружающих — это те взрослые, которые в своем детстве были лишены такой возможности и привилегии. Они сами, вероятно, не были центром жизни своих родителей.

Скорее всего, так случилось не потому, что родители их не любили, а в связи с условиями, в которых эти взрослые выросли

Тогда не было такого продовольственного изобилия, развлекательного контента, кружков и прочих активностей для ребенка. А если они и были, то многие оказывались доступны не для всех. У детей из удаленных, неразвитых городов или сел подобных возможностей не было вовсе.

Сейчас в современном мире любой ребенок, где бы он ни жил, может заниматься, хотя бы онлайн, танцами, рисованием, пением, посещать различные активности, театры, смотреть фильмы. У родителей этих детей такой возможности не было, из-за чего и возникает такая детоцентричность: взрослые пытаются компенсировать те чувства и эмоции, которых они сами не получили. Они хорошо помнят, каково это — завидовать другим детям, которым купили гитару или которых отправили в летний лагерь на море, просто приходить домой после уроков и скучать. Помнят, что одежда доставалась с большим трудом, игрушки передавались из семьи в семью. Им хочется сейчас дать своим детям то, чего не было у них.

Почему уступать обязаны чаще всего мужчины?

В этом вопросе кроется много боли, претензий, много непереваренных эмоций и чувств, которые адресованы чаще всего какому-то одному человеку (и это может быть даже не мужчина). В данном случае мужчины, которые не уступили, — это просто объекты для безопасного выплеска агрессии, прикрытого якобы социальной установкой, что кто-то должен что-то сделать.

Мы понимаем, что в транспорте есть свои негласные правила, которые принимают все пассажиры и стараются этому следовать. Почему я говорю «стараются»? Потому что не всегда это случается возможным. Да, в нашем обществе принято, что пожилым людям, женщинам с детьми и беременным женщинам нужно уступать места.

Но эта установка работает тогда, когда я хочу это делать, у меня есть силы и есть желание

Мне кажется, гораздо хуже, когда я, уставшая после работы, злая, без сил, с гудящими ногами, наконец-то сажусь на единственное свободное кресло, а общество вынуждает меня уступить его кому-то еще. И я буду ехать, злиться и, возможно, даже проявлять злость в сторону того, кому я вынуждена уступить из-за социальных норм. Это большое количество чувств, эмоций, агрессии, с которыми человек не справляется.

Поэтому запрос блогерши я бы переформулировала так: «Мне так горько, мне так обидно, я очень хочу, чтобы сейчас кто-то мне помог и хотя бы на какое-то мгновение облегчил жизнь». Однако из-за того, что (как я предполагаю) у автора неполный контакт со своими чувствами, со своим телом, это выражается в такую обидную, пассивно-агрессивную социальную установку, что мужчина «должен уступить».

Но почему-то мне кажется, что после таких едких нападок мужчины, которые даже задумывались о том, что, возможно, стоит уступать, просто это перестанут делать. Ведь если мы что-то делаем для другого, хочется это делать из заботы и наполненности, а не потому что нас вынуждают это делать какие-то условные нормы.