Праздник — самый подходящий повод приобщить ребенка к удовольствию не только получать, но и отдавать, дарить.
Праздник — самый подходящий повод приобщить ребенка к удовольствию не только получать, но и отдавать, дарить.

Добрый Дедушка Мороз к нам пришел сегодня. И подарки нам принес в праздник новогодний». Эту старую песенку до сих пор поют на детских новогодних утренниках. Впрочем, современным детям не приходится долго мечтать о таинственном содержимом мешка новогоднего Деда. Мы сами невольно отучаем их от этого: они еще не успевают захотеть, а мы уже покупаем. И дети принимают наши дары как должное. Мы же обычно и не стремимся вывести их из этого заблуждения. Скорее, наоборот: мобильник, гейм бой, плей стейшн, не говоря уже о лавине сладостей... Все это сыплется на детей, как из рога изобилия. Мы готовы пожертвовать многим, лишь бы исполнить их желания.

На Западе родители начали чересчур активно баловать своих детей примерно в 60-е годы, когда сформировалось общество потребления. С тех пор эта тенденция только усиливалась. Проявляет она себя и в России. Станут ли наши дети счастливее оттого, что мы превращаем их комнаты в подобие магазинов игрушек? На этот и другие вопросы отвечают детские психологи Наталья Дятко и Анни Гатесель (Annie Gatecel), психотерапевты Светлана Кривцова, Яков Обухов и Стефан Клерже (Stephane Clerget).

Почему мы задариваем детей в дни новогодних праздников ?

Общество потребления, в котором мы с некоторых пор живем, объявило обладание вещью синонимом всего хорошего и правильного в жизни. Дилемма «иметь или быть» сегодня переформулируется иначе: «иметь, чтобы быть». Нас убеждают: счастье детей — в изобилии, и хорошие родители должны его обеспечить. В результате возможность неправильно, не до конца реализовать желания и потребности ребенка многих родителей пугает — точно так же, как и перспектива недостатка в семье, вызывая ощущение безысходности, рождая чувство вины. Некоторые родители, путая мимолетные желания детей с тем, что им жизненно необходимо, боятся лишить их чего-то существенного. Им кажется, что ребенок получит эмоциональную травму, если, к примеру, заметит, что его одноклассник или лучший друг получил подарков больше, чем он сам. И родители стараются, покупают еще и еще…

ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ МЫ ДАРИМ РЕБЕНКУ, НЕРЕДКО ОТРАЖАЮТ НЕ ЕГО,А НАШИ ЖЕЛАНИЯ.

Лавина подарков может быть вызвана и нашим желанием приглушить чувство собственной вины: «Я редко бываю с тобой, я слишком занят(а) работой (повседневными делами, творчеством, личной жизнью), но я дарю тебе все эти игрушки и, значит, думаю о тебе!»

Наконец, Новый год, Рождество для всех нас — это возможность вернуться в собственное детство. Чем меньше мы сами получали подарков в ту пору, тем больше нам хочется, чтобы наш ребенок не испытывал в них недостатка. При этом случается, что многие дары просто не соответствуют возрасту детей и не вполне отвечают их вкусам. Игрушки, которые мы вручаем ребенку, нередко отражают наши собственные желания: электрическая железная дорога, которой не было в детстве, компьютерная игра, в которую так давно хотелось сыграть... В этом случае мы делаем подарки себе, за счет ребенка решаем свои давние детские проблемы. В итоге родители играют дорогими подарками, а дети радуются таким прекрасным вещам, как оберточная бумага, коробка или упаковочная лента.

Чем опасен избыток подарков?

Дети нередко думают: чем больше даров мы получаем, тем больше нас любят, тем больше мы значим для родителей. В их сознании путаются понятия «любовь», «деньги» и «подарки». Иногда они просто перестают обращать внимание на тех, кто осмелится навестить их с пустыми руками или принесет что-то недостаточно дорогое. Они вряд ли смогут понять символическую ценность жеста, драгоценность самого намерения сделать подарок. «Задаренные» дети постоянно нуждаются в новых доказательствах любви. И если их нет, возникают конфликты.

Могут ли подарки служить наградой за хорошее поведение или учебу?

Главное для ребенка — суметь страстно пожелать чего-то.
Главное для ребенка — суметь страстно пожелать чего-то.

У нас не так уж много светлых, радостных традиций. Дарить подарки на Новый год — одна из них. И ее не стоит ставить в зависимость от каких-либо условий. Есть куда более подходящие моменты, чтобы наградить или наказать ребенка. А в праздник лучше воспользоваться случаем, чтобы собраться всей семьей и вместе с ребенком получить удовольствие от даримых или принимаемых подарков.

Дети разведенных родителей обычно получают больше подарков, чем другие. Не портит ли их это?

С одной стороны, разведенные родители испытывают сильное чувство вины перед ребенком и с помощью подарков пытаются его приглушить.

С другой, такой ребенок нередко отмечает праздник дважды: один раз с папой, другой — с мамой. Каждый из родителей опасается, что в «том доме» празднество будет лучше. Возникает соблазн купить подарков побольше — не для блага ребенка, а в собственных нарциссических интересах. Два желания — сделать подарок и завоевать (или подтвердить) любовь своего ребенка — сливаются в одно. Родители соперничают в борьбе за детскую благосклонность, а дети становятся заложниками этой ситуации. Приняв условия игры, они легко превращаются в вечно недовольных тиранов: «Хотите, чтобы я вас любил? Тогда дарите мне все, что я пожелаю!»

Как сделать, чтобы ребенок не пресытился?

Если мы не даем ребенку шанс тренировать свои желания, то, став взрослым, он ничего не сможет захотеть по-настоящему. Конечно, желания будут, но если на пути к ним возникнет препятствие, он скорее всего махнет на них рукой. Ребенок пресытится, если мы будем заваливать его подарками или позволим думать, что мы непременно должны дарить ему все и немедленно! Дайте ему время: его потребности должны вырасти и вызреть, он должен страстно пожелать чего-то и суметь выразить это. Так дети учатся мечтать, откладывать момент исполнения желаний, не впадая в гнев от малейшей фрустрации*. Впрочем, этому можно учиться каждый день, а не только в сочельник.

Как избежать ненужных подарков?

Прежде чем идти в магазин, подумайте, о чем ваш ребенок мечтает. Поговорите об этом с ним и, если список получился слишком длинным, выберите наиболее важное. Конечно, для него, а не для вас.

Подарки с намеком?

Маленькие дети наверняка обидятся, если им подарить школьные принадлежности, повседневную одежду «на вырост» или назидательную книжку вроде «Правил хорошего тона». Не оценят они бессмысленные с их точки зрения сувениры, предназначенные не для игры, а для украшения полки. Дети воспримут как насмешку и подарок «с намеком» (для слабого — гантели, для застенчивого — пособие «Как стать лидером»). Подарки — это не только выражение нашей любви и заботы, но и свидетельство того, насколько чутко и уважительно мы относимся к своему ребенку.

Об этом

Татьяна Бабушкина

«Что хранится в карманах детства»

Агентство образовательного сотрудничества, 2004.

Марта Снайдер, Росс Снайдер

«Ребенок как личность»

Смысл, Гармония, 1995.

*ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВЫЗВАННОЕ НЕОЖИДАННЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ НА ПУТИ К ЦЕЛИ. ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ОЩУЩЕНИИ БЕСПОМОЩНОСТИ, ТРЕВОГЕ, РАЗДРАЖЕНИИ, ЧУВСТВЕ ВИНЫ ИЛИ СТЫДА.