«Это было освобождение… и от груза, с которым я жил после развода»
Билли, 39 лет (Эдинбург)
Развод стал для меня неожиданностью. Я вернулся из командировки, а жена мне отстраненно сообщила, что мы больше не будем вместе. И нет, ей не нужно время, чтобы подумать. Она хочет, чтобы я как можно скорее нашел себе жилье и съехал. Между нами давно ощущалось напряжение, но я надеялся, что мы пройдем этот этап. Никак не ожидал, что она так просто отрубит 17 лет жизни.
Меня накрыло состояние злости и отчаяния. Не мог ей простить, что лишила возможности каждый вечер видеть детей. Отвергла как мужчину. Скучал ли я по ней? Наверное, она была права — наши отношения изжили себя. Но я тосковал по детям. По совместным вечерам и общим праздникам. Не сорваться мне помогла ответственность. У меня свой бизнес, люди, которые от меня зависят. И, конечно, мои мальчики, с которыми я старался проводить как можно больше времени.
Через год я понял, что готов к чему-то новому.
Я не задумывался о серьезных отношениях, скорее, хотел почувствовать, что по-прежнему живой, могу быть кому-то интересен
Я встретил Л. через приложение для знакомств. Мне понравилась ее фотография и то, с каким юмором она писала о себе. Вскоре поймал себя на том, что жду ее сообщений и, как бы ни был занят, всегда отвечаю. Мы договорились о встрече, я очень волновался. Был теплый день, мы сидели в баре на улице, и она сама взяла меня за руку. С этого простого движения, за которое я был ей благодарен, начались наши отношения.
Если мы были не вместе, то бесконечно писали друг другу, причем не короткие сообщения, а длинные электронные письма. О себе, своем прошлом и о том, что чувствуем в отношении друг друга. Наверное, наша переписка стала зеркалом, в которое я заглянул и увидел себя совсем по-другому. Для меня это было путешествие к тому, кем я был в юности (до того, как стал делать лишь то, что должен: обеспечивать комфорт и безбедную жизнь жене и детям, строить бизнес). Л. я ничего не был должен и ощущал себя счастливым от одной только встречи с ней.
Мы много говорили о нашем будущем, но я никак не мог переступить черту и познакомить ее с детьми. Дело даже не в том, что боялся их ранить. Мне хотелось сохранить ее для себя.
Казалось, как только я познакомлю эту женщину со своим кругом — потеряю нашу с ней тайну. Так и случилось
Я пригласил Л. на день рождения сына, она легко нашла с мальчиками общий язык, но вскоре после этого что-то начало между нами меняться. Трудно было себе признаться, но я стал тяготиться нашими отношениями. Я постоянно думал о ней, эта девушка стала моим наваждением. Казалось, это уже угрожает уничтожить и то, что осталось у меня после крушения семьи: отношения с детьми, мое дело. Я пробовал с ней об этом говорить, она не понимала меня, плакала. И еще тяжелее было от того, что я сам себя с трудом понимал.
Я пошел к психологу. И только с его помощью словно получил негласное разрешение… побыть одному. Мы перестали видеться с Л. Полностью расстаться было трудно — еще долго продолжали переписываться. Но постепенно это почти наркотическое чувство, что только с ней я могу быть счастлив, уходило.
История с Л. отпустила меня так же неожиданно, как и началась. Просто я понял, что больше не скучаю. Это было освобождение не только от наших отношений, но и от груза, с которым жил после развода. Я почувствовал себя спокойно. Наконец-то я был на своей дороге.
«Сделав ей предложение, я обманывал себя»
Алексей, 44 года (Санкт-Петербург)
Расстаться с женой было моим решением, которое далось нелегко. Наши дороги разошлись, когда она погрузилась в религию. Это было сообщество близких ей по духу людей, и мне, убежденному атеисту, становилось все сложнее оставаться толерантным к ее взглядам.
Я не сентиментален, но помню, как однажды мы смотрели фильм с романтическими сценами, вышли из кинотеатра и я подумал, что ничего подобного в моей жизни не может быть. Женщина, с которой я живу, мне давно не близка. И пора прекратить врать себе самому.
Когда мы расстались, у меня начался период эйфории. Активно знакомился и все то, что я не получал с женой, обретал в новых легких отношениях. С одной девушкой они складывались глубже, я почувствовал, что влюбляюсь. И одновременно боялся этого сближения.
Я боялся: как только выйдем из периода романтики, исчезнет та свежесть чувств, которой мне не хватало в браке
Девушке, вероятно, передавались мои настроения. Между нами начались ссоры. И, чтобы придать ей уверенности, я сделал предложение.
Оглядываясь назад, понимаю, что сам себя этим шагом обманывал. Не хотел ее терять, но одновременно чертовски боялся потерять свободу. Боялся и первых тревожных звоночков. Мне не нравилось, что все наши споры она пытается решить слезами и настоять на своем. В случае несогласия наказывает молчанием.
Расстались мы из-за ерунды. Поднимались на подъемнике в горы, и она на ходу попыталась перекинуть ногу мне на колени. Я не дал ей этого сделать, сказал, что так небезопасно. Наверное, сыграло роль давно накопившееся напряжение, но это спровоцировало конфликт. В тот же вечер она демонстративно кинула мне кольцо, которое я ей подарил, сказав, что могу о ней забыть. Я поймал себя на двойственном чувстве: слышать это было неприятно и одновременно радостно, что снова свободен. И это чувство я сейчас ценю превыше всего.