В России плохо работает программа рекомендаций — так считают в Лаборатории Касперского, которая работает в 200 странах.
Речь идет о такой форме лояльности работодателю, когда сотрудники фирмы рекомендуют своих друзей или знакомых на открытые вакансии. В том случае, если кандидат успешно проходит собеседование и выходит на работу в компанию, рекомендовавшему платят бонус: он может составлять от 30 до 100 тысяч рублей в зависимости от фирмы.
По программе рекомендаций в Европе удается нанимать до 20% персонала, в Америке — до 40%, а в России на работу таким способом попадают всего 9% новых сотрудников.
В русской культуре слово «блат», означающее знакомство и полезные связи, всегда имело отрицательный оттенок
Почему у нас такая статистика? Возможно, это происходит из-за нашего отношения к нетворкингу — сети связей или контактов. На Западе networking — это важный инструмент профессионального продвижения и развития. Там существуют специальные обучающие курсы и семинары, на которых всем желающим уже со студенческой скамьи рассказывают, как ставить цель: зачем производить правильное впечатление, где и как знакомиться с нужными людьми, которые окажут влияние на карьеру в будущем и так далее.
Западные специалисты рекомендуют делить нетворкинг на два круга. Первый круг — профессиональный: это связи, которые помогут продвигаться в профессии или бизнесе. Второй — личный, связанный с хобби, увлечениями и частной жизнью.
Основной тезис в обучении нетворкингу на Западе — «First give, then ask». То есть, устанавливая новый контакт, следует постараться сделать что-то полезное для вашего нового знакомого, хотя бы совсем небольшое одолжение — в дальнейшем это может стать залогом того, что вам не откажут в вашей просьбе.
«Говорить, чтобы вас слышали» — онлайн-марафон PSYCHOLOGIES
19 августа PSYCHOLOGIES запускает
Чего мы боимся
Низкую статистику «программы рекомендаций», приведенную Лабораторией Касперского, я бы объяснила тем, что у русского человека несколько иное отношение к формированию сети контактов.
Во-первых, нам сложно знакомиться из корысти. Мысль о том, чтобы на мероприятии обменяться визитками и использовать это общение в дальнейшем, вызывает у нас угрызения совести и мешает протянуть руку для знакомства. В русской культуре слово «блат», означающее знакомство и полезные связи, всегда имело отрицательный оттенок. Нам стыдно знакомиться только ради выгоды.
Во-вторых, если посмотреть глубже, для русских нетворкинг — это не совсем про «круг общения, который мы целенаправленно формируем со студенческой скамьи, чтобы потом использовать его в дальнейшем». Ключевое слово в нетворкинге по-русски — это доверие. Оно может возникнуть стихийно и потом либо получить подтверждение в общении, либо нет.
Доверительный круг общения не сформируешь одними знакомствами на конференции и посредством обмена визитками
Доверие может появляться в общих «деловых тусовках», в бизнес-школах или на работе — когда мы видим коллегу в разных ситуациях и понимаем, можно ли на него положиться, возьмем ли его в сложный бизнес-проект, пригласим к себе на работу или же нет.
За человека, которого, в свою очередь, мы рекомендуем — будь то сотрудник, врач, репетитор или няня для ребенка, — мы мысленно берем ответственность. Именно доверительный круг общения по западной технологии нам создавать сложно, его не сформируешь одними знакомствами на конференции и посредством обмена визитками. Помните, как говорил Король из пьесы «Золушка» Евгения Шварца: «Никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
Работа станет дружбой?
Означает ли это, что «золотые правила» эффективного нетворкинга нам не подходят? Не совсем так, ведь большинство из них разумны и практичны. Их можно и нужно брать на вооружение для решения задач в деловом мире — как, например, совет про выход за рамки привычного общения, расширение круга контактов за счет присутствия на мероприятия, условие всегда делать то, что мы пообещали...
И со временем можно будет понять, перешли ли наши новые контакты в доверительные, помогли ли некоторые из них сформировать дружеский круг и принесли ли (взаимную) выгоду. Во многом этот переход зависит как от ваших общих целей и ценностей, так и от внешних обстоятельств. Или, может быть, пройдет несколько лет, и общение с кем-то из ваших нетворкинг-контактов незаметно перерастет, как писал Михаил Жванецкий, «в нормальную дружбу», ценность которой в том, что «обоим ничего не надо».