Все начинается так: девушка смотрит в зеркало и решает, что ей надо сбросить вес, чтобы хорошо выглядеть. Она резко ограничивает свой рацион, отказывая себе в любой пище, не только в излишне калорийной. Затем она доходит до полного истощения, становится совсем худой и лишается сил. Но она продолжает отказываться от пищи и, глядя в зеркало, утверждает, что еще недостаточно похудела.
Страх и уговоры родных, предостережения докторов не могут ее остановить. Иногда от чувства голода никуда не деться, и она съедает больше, чем считает допустимым. Ей трудно принять нарушение собственных принципов, и нередко после такого «переедания» она устраивает себе искусственную рвоту. Чем сильнее давление врачей и диетологов, чем настойчивее родители требуют прекратить это издевательство над собой, тем упорнее девушка продолжает голодовку.
Так выглядит нервная анорексия. Я написал статью, объясняющую психологические механизмы возникновения этого заболевания. Я получил много отзывов, подтверждающих мою точку зрения, и вот некоторые из них:
- «Перенесла анорексию десять лет назад. Практически выпуталась сама, когда осознала, что уже тяжело ходить...»
- «Хочу заметить, что автор очень правильно понимает суть проблемы и правильно подходит к ее решению. Чуть ли не первая толковая статья из тех, которые я встречала в сети по этому поводу».
- «Часто анализировала свое девиантное пищевое поведение. Многое в этой статье практически буквально соответствует моим суждениям и выводам».
- «Моя подруга справляется со многими жизненными задачами, она выучила голландский язык, нашла работу. Но голодать не прекращала никогда».
- «Закончила школу с золотой медалью и институт с красным дипломом, ездила в Англию по обмену, сейчас имею престижную работу и зарплату, а также замужем за очень хорошим человеком. Очень целеустремленная, всего добиваюсь сама... Но, дорогие мои, это все как-то не так. Только не говорите, что я бешусь с жиру. Анорексией больна 8 лет. И болею, и вылечиться не могу, хоть и у психиатров бывала. Спасибо за статью большое. Пожалуй, Вы правы. Наверное, стоит мне каким-нибудь экстримом заняться — пройдет?»
Особенно часто нервной анорексии подвержены интеллектуально развитые и способные девушки. Они успешны и легко учатся. Поэтому попытка объяснить отказ от пищи депрессивными расстройствами не всегда неадекватна. Депрессивным пациентам учеба дается нелегко, а главное, им тяжело проявлять такую настойчивость в достижении целей.
Отказ от приема пищи — действительно один из симптомов депрессии. Но он связан со снижением аппетита, который при нервной анорексии не только сохранен, а повышен — вследствие хронического недоедания. Именно со своим аппетитом и борются аноректики. Кроме того, антидепрессанты восстанавливают аппетит, вместе с нормализацией настроения, но при анорексии они нередко усиливают отказ от пищи.
Ошибочное восприятие собственного тела вряд ли объясняет почти галлюцинаторное состояние, в котором пребывает девушка. Она видит в зеркале себя совершенно истощенной, потерявшей порой десятки килограммов, и все равно повторяет, что еще слишком толстая. Очевидно, она чувствует необходимость видеть себя толстой. И это желание снижает способность к восприятию реальности, но только по отношению к самой себе.
У молодых женщин, страдающих нервной анорексией, сильно занижена самооценка, и любые успехи не могут ее повысить. Они умеют справляться с трудностями в учебе. Но в ситуациях, которые требуют поиска новых решений, они часто становятся беспомощными. Еще в детстве вследствие одаренности или излишней опеки родителей они не смогли развить в себе механизм адаптации к реальному миру. Непредвиденные трудности пугают, и они часто сдаются. Им трудно проявить гибкость или увидеть собственное поведение со стороны, а тем более изменить его.
Это их способ активного преодоления трудностей и компенсации ощущения беспомощности в других сферах жизни
Суть нервной анорексии состоит в странном удовольствии, которое им доставляет процесс борьбы с чувством голода. Поэтому они не пытаются облегчить голодовку приемом лекарств, снижающих аппетит. Это их способ активного преодоления трудностей, форма поиска и компенсация ощущения беспомощности и пассивности в других сферах жизни. Конечно, это не конструктивная компенсация, при анорексии поиск способа преодоления носит опасный характер.
При лечении анорексии нужно бороться не с самим отказом от пищи. Необходимо разъяснить больным подлинный механизм их борьбы за похудание. Прежде всего девушка должна понять суть того, что с ней происходит. Затем важно помочь вспомнить ситуации, когда ей удавалось справляться с трудностями конструктивным путем.