Проблема
За долгие годы работы психотерапевтом Виктория Прудэй встречала множество клиентов и слышала едва ли не обо всех проблемах, связанных с их поведением и развитием.
Один из самых распространенных среди родителей поводов для беспокойства — неорганизованность детей
«Когда в мой кабинет приходят родители с детьми, я часто слышу „сними шапку, повесь куртку, сними обувь, иди в туалет, вымой руки“, и несколько минут спустя они же жалуются, что сын или дочь постоянно забывает дома ланчбокс, дневник или тетради, теряет книги, вещи и бутылки с водой, забывает выполнять домашние задания», — делится она. Ее главная рекомендация, неизменно удивляющая родителей, — остановиться. Перестать работать в качестве GPS для своего ребенка. Почему?
Причина
Напоминания старших действительно выполняют для детей функцию внешней навигационной системы, ведущей их через каждый день жизни. Работая такими GPS, родители берут на себя ответственность ребенка и не позволяют ему развивать организационные навыки. Напоминания буквально «выключают» мозг, и без них он уже не готов что-то помнить и делать по собственной инициативе, нет мотивации.
Но в реальной жизни у ребенка не будет внешнего GPS, всегда готового помочь выполнить нужные дела и построить планы. К примеру, школьный учитель работает в среднем с 25 учениками и не может уделять особое внимание каждому.
Увы, привыкшие к внешнему управлению дети теряются при его отсутствии: мозг не приспособлен к самостоятельному решению подобных задач
«Родители часто подчеркивают, что напоминать им приходится именно потому, что ребенок неорганизованный, — отмечает Виктория Прудэй. — Но, если родители в течение предыдущих пяти лет постоянно напоминали чаду мыть руки после туалета, а он до сих пор об этом не помнит сам, — стало быть, такая стратегия воспитания не работает».
Бывают дети, от природы не склонные к самоорганизации, и родители, которые попустительствуют их врожденной слабости, выполняя функции GPS и обеспечивая отпрыска непрерывным потоком указаний. Однако, напоминает психотерапевт, этим навыкам можно научить и нужно регулярно их тренировать, но не через напоминания.
Советы
Виктория Прудэй предлагает родителям стратегии для того, чтобы помочь сыну или дочери задействовать собственный ум.
1. Научите пользоваться календарем
Этот навык придаст ребенку уверенности в себе и поможет стать вполне самостоятельным к тому дню, когда ему придется организовывать свое время независимо от вас.
2. Составьте список ежедневных дел
Утренний моцион, сборы в школу, выполнение уроков, приготовления ко сну. Это поможет приучать сына или дочь к определенной последовательности.
3. Придумайте систему награждений за успех
Обнаружив, что список дел выполняется самостоятельно и вовремя, обязательно поощрите ребенка призом или хотя бы добрым словом. Позитивное подкрепление работает гораздо лучше негативного, так что лучше найти, за что хвалить, чем ругать.
4. Обеспечьте дополнительными инструментами для организации
Например, папками с наклейками «Домашняя работа. Сделана» и «Домашняя работа. Надо сделать». Добавьте элемент игры — при покупке нужных предметов позвольте ребенку выбрать цвета и варианты по своему вкусу.
5. Подключите к собственным организационным процессам
Составьте вместе список покупок для всей семьи, рассортируйте белье для стирки, приготовьте еду, следуя рецепту и так далее.
6. Позвольте совершать ошибки
Ребенок обязательно должен когда-то столкнуться с последствиями своей неорганизованности и вынести урок из собственных ошибок. Не надо приносить за ним следом в школу дневник или коробку с ланчем, если он регулярно забывает их дома.
Вывод
«Помогите ребенку стать своим собственным GPS, — обращается к родителям Виктория Прудэй. — Вы дадите ему бесценный урок, который принесет огромную пользу, когда он вырастет и станет справляться с гораздо более сложными обязанностями». Вас удивит, насколько самостоятельным может быть ваше вроде бы неорганизованное чадо.