Точного определения термина «сексуальное домогательство» в российском законодательстве нет, потому это понятие размыто. В Уголовном кодексе существует лишь статья 133 — «Понуждение к действиям сексуального характера». Однако, если как такового насилия не было, доказать факт приставаний практически невозможно.
Тем менее нам важно знать, что считается
Сексуальные домогательства всегда:
- нежелательны и односторонни;
- вызывают негативные эмоции;
- содержат в себе не искренний интерес к личности другого человека, а желание проявить власть над ним.
«Важно понимать, что основные мотивы сексуального домогательства не имеют прямого отношения к желанию познакомиться, завязать отношения или узнать другого человека поближе. Это не флирт. Хотя зачастую сексуальное домогательство действительно нормализуется в обществе объяснением, будто непотребные действия являются «комплиментом», «признанием красоты» или «естественной частью сексуальности», — объясняет психолог.
При этом случаются ситуации, когда харассмент неочевиден — жертва не чувствует себя в безопасности, однако и предъявить претензии обидчику не может, так как явных признаков домогательства нет.
Давка, ограниченное пространство, уличный шум помогают обидчику оставаться безнаказанным
«Человек может прибегать к
Основной целью агрессора в таком случае выступает удовлетворение своих сексуальных желаний, которые он не может удовлетворить другим способом. При этом в некоторых ситуациях человек может действовать абсолютно осознанно», — рассказывает психолог.
Каким бывает неочевидный харассмент?
- Фроттеризм (от французского frotter — тереть). В данном случае агрессор пытается невзначай прижаться к телу незнакомого человека в общественном месте.
- Апскертинг (от английского upskirt — задирание юбки). Фото или видеосъемка человека снизу (под юбкой) или просто без разрешения.
При неочевидном домогательстве обидчик, как правило, пользуется ситуацией: давка, ограниченное пространство, уличный шум помогают ему оставаться безнаказанным. Также играет ему на руку и тот факт, что очевидцы происходящего — попутчики, случайные прохожие — спешат по своим делам.
«Кроме того, жертве зачастую неудобно идти против правил приличия и вежливого поведения в транспорте или в другом общественном месте. В таких ситуациях жертвы домогательств нередко боятся, что реакция окружающих на их жалобы будет неоднозначной», — подчеркивает Калмычкова.
Что мешает жертве вовремя распознать домогательство?
- Стыд и смущение. Общество часто не приемлет ошибки и несоответствие определенным стандартам. В итоге у многих из нас есть постоянное ощущение, что мы недостаточно хороши, не соответствуем чужим нормам. Потому, если мы оказываемся в непонятной ситуации, нам кажется, что дело лишь в нас самих, что это мы попросту неправильно поняли другого.
- Растерянность. Чтобы привлечь внимание окружающих к происходящему, жертве надо поднять шум, нарушить «общественное спокойствие», привлечь к себе внимание. Редко кого из нас учили поведению в нестандартных, экстремальных ситуациях, уважению к себе и своим границам. Ведь до сих пор многие родители боятся инициировать «неудобные» разговоры с детьми и подростками.
- Вина. Чаще всего нас приучают к тому, что в общественном месте необходимо вести себя «правильно», «прилично». При этом при воспитании нам прививают убеждение, будто именно это и обеспечит нам безопасность, а если что-то плохое все-таки произошло — значит, ранее мы где-то оступились. Но это не так: соблюдение правил — это лишь выполнение требований социальных норм. Но оно не гарантирует полную защищенность: мы не можем контролировать действия других людей.
«Обидчик чувствует себя в безопасности именно из-за возможности сделать что-то скрыто»
Итак, в случаях неочевидного домогательства жертве трудно громко заявлять о вторжении в личные границы, однако чаще мы вполне способны заметить, что поведение инициатора домогательств нежелательно. А потому можно попытаться остановить харассмент, если вы видите, что:
- в толпе людей один человек начинает «курсировать», постоянно меняет свое местоположение, выбирая при этом только, к примеру, девушек и женщин;
- прохожий невзначай трогает открытую или вовсе интимную часть тела другого человека;
- на эскалаторе со свободными ступеньками пассажир явно становится «впритык» к другим;
- кто-то в плотной толпе начинает дергаться, крутиться, одергивать чужие руки и менять местоположение.
Самое простое — подойти и открыто вежливо спросить жертву, все ли в порядке
«Часто обидчик чувствует себя в безопасности именно из-за возможности сделать что-то скрыто. Кроме того, это может дополнительно возбуждать его, поэтому, если вы видите, что происходит что-то, что, по-вашему, угрожает безопасности другого человека, самое простое — подойти и открыто вежливо спросить жертву, все ли в порядке.
Главное — это реакция человека. Если все хорошо, ответ будет простым и однозначным, без неловкости и нервозности», — отмечает Надежда Калмычкова.
Еще эффективнее научиться распознавать сексуальные домогательства можно с помощью
Об эксперте
Надежда Калмычкова — психолог-консультант. Ее блог.