Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, журналы с фотографиями разных стран, — говорит он. — А вот книжки толстые — все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось».
Тысячи детей в России, как и Костя, не хотят читать «занудные книжки», подтверждает Юлия Юзбашева, директор исследовательского агентства Validata Kids: «По данным наших исследований, школьники мало читают художественную литературу (исключением являются, пожалуй, лишь книги о Гарри Поттере), их интересуют прежде всего комиксы: «Человек-паук», «Великолепная четверка», «Халк», «Скуби Ду» — и журналы.
Девочки-подростки увлекаются модными изданиями, мальчики читают о компьютерных играх и мобильных телефонах, реже — научно-популярные энциклопедии и книги в стиле «Самые ядовитые животные в мире», «Сто самых известных пиратов» и т. д. Информация о жизни знаменитостей, тенденциях моды и мобильных новинках помогает им поддерживать разговор с друзьями». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, — считает школьный психолог Наталья Евсикова, — просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?
Познавать мир иначе
Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии — просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствия интереса к жизни, — уверена психолог Елена Смирнова. — Тревога действительно оправданна, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить ребенка читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с его успешностью в будущем.
Никиту учили читать с трех лет, сейчас ему девять, и он наотрез отказывается это делать. Каждая книга читается со слезами, уговорами: еще абзац, еще страницу... А в результате он толком не может ни рассказать, о чем она, ни вспомнить имен героев, а сам вид книги у него ассоциируется только с родительскими угрозами: пока не прочитаешь три главы, гулять не пойдешь! Никита стал жаловаться на головную боль и в результате из жизнерадостного ребенка превратился в болезненного плаксу. Родители привели его к психологу почти в панике: «Он не любит читать! Как объяснить ему, что без чтения он ничего не добьется в жизни?»
Желание читать придет, если тема интересна ребенку
Многие родители уверены: если ребенок полюбит чтение, ему будет легче учиться, он станет целеустремленнее и вообще многого сможет добиться. «Но жизненный успех от любви к чтению напрямую не зависит, — утверждает Наталья Евсикова. — Наоборот, принуждая ребенка, мы провоцируем поведение, которое не свойственно ему: он начинает придумывать, как приспособиться к старшим, как избежать крика или даже наказания за то, что он мало читает. Непроизвольно он учится зависимому стилю поведения».
Никита, например, «придумал» себе болезнь, а в результате действительно стал болеть, так как отношение родителей к проблеме не изменилось.
«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», — продолжает Наталья Евсикова. — Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».
Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет способность радоваться простым удовольствиям. Но делает все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него — и оставили наконец в покое.
Чтение — один из путей познания мира. Желание читать придет, если тема интересна ребенку. В ситуации принуждения он непроизвольно учится зависимому стилю поведения. Развитие ребенка и его успехи (в чтении) зависят от разнообразия его жизненных интересов.
Приказ или интерес
«Я не представляю своей жизни без книг. Своим ученикам я задаю очень много чтения — в обязательном порядке, а в походах стараюсь сама читать им вслух, — рассказывает Тамара Эйдельман, заслуженный учитель школы России, преподаватель истории московской гимназии №1567. — Но мой сын за 20 лет своей жизни прочел, наверное, книг 20, среди которых нет ни «Войны и мира», ни «Преступления и наказания»... При этом он интересный и добрый человек — прекрасный фотограф, заядлый байдарочник, увлекается музыкой, интересуется политикой, много путешествует. Я начинаю сомневаться, так ли необходимо любить чтение, чтобы жить полной жизнью».
«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения, как и некоторые другие глаголы: «любить», «мечтать»... — уточняет французский писатель Даниэль Пеннак (Daniel Pennac). — Конечно, всегда можно попытаться. Попробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, черт возьми, кому сказано — читай!» И что в результате? Ничего. По указке, по приказу удовольствия не получается. Получается совсем наоборот».
Беда многих заботливых родителей в том, что они настаивают на чтении тех книг, которые находят правильными, часто не считаясь с мнением маленьких (и не очень) читателей. «Когда мне было лет десять-двенадцать, летом мама заставляла меня читать по 10 страниц в день, — вспоминает 27-летний Дмитрий. — Я мусолил текст, мямлил что-то, прятался от мамы и получал нагоняй. В результате только годам к 25 я научился читать «для удовольствия». По-хорошему, если бы тогда мне вместо «Детства» Толстого дали справочник юного радиолюбителя, то я бы проникся».
«Попытайтесь разобраться, что ему нравится больше всего, — советует Наталья Евсикова. — Это поможет не только лучше понимать, что чувствует ребенок, но и изменить стиль вашего общения. В результате вам будет легче предложить ему книгу, которая действительно совпадет с его интересами».
Чтение повсюду
Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, — говорит Наталья Евсикова. — Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».
Отнеситесь к детскому чтению без предубеждения, это облегчит жизнь и вам, и детям
Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, — рассказывает 35-летняя Ольга. — Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала — убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»
Отнеситесь к детскому чтению без предубеждения, это облегчит жизнь и вам, и детям. «Если ребенок с интересом изучает серийные сборники о пиратах или ограблениях, это вовсе не означает, что он вырастет пиратом или вором, — говорит Елена Смирнова. — Может выйти ровно наоборот. Точно так же не стоит считать аксиомой утверждение, что любой преступник непременно станет на путь исправления, если будет читать «высокую прозу».
Свободный выбор
Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать.
«Я по своему складу технарь, русский язык и литература всегда давались мне с трудом, — рассказывает 24-летняя Екатерина. — На этих уроках я скучала и, если была возможность, старалась их пропускать. Поступив в Технологический университет, я вдруг обнаружила… что с удовольствием читаю художественную литературу! Мне хочется это делать — и трудно представить, что может быть по-другому».
«Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, — рассказывает 25-летняя Ирина. — Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался».
Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, — комментирует Елена Смирнова, — в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».
Чтение — это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя
Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, — говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. — Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».
Чтение — не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать — самому, без учителей, без родителей. Чтение — это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга — это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.
Григорий Остер: «Чтением необходимо соблазнять»
«Заставлять детей читать нельзя. Просто потому, что детей вообще нельзя заставлять делать что-либо. Они начинают сопротивляться, и им мгновенно опротивеет даже то, что еще вчера очень нравилось. Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом. Читайте детям вслух начиная с самого мелкого возраста. И тогда есть надежда, что, когда придет время, ваши дети начнут читать сами. С таким интересом и азартом, которые не сможет убить никакая школа. Сегодня это особенно актуально, ведь у чтения есть серьезные конкуренты — телевизор и компьютер. Но своего значения чтение не потеряет. Ребенок читает, и в этот момент он сам себе режиссер, создает в голове картинки-иллюстрации. Книжка дает пищу его воображению, а что может быть важнее?»