Чтобы понять, кто такой псевдоинтеллектуал, сначала надо определиться, кого мы считаем интеллектуалом истинным. Социологи утверждают, что это человек с высокоразвитым умом и аналитическим мышлением, своего рода «совесть нации». Но при этом интеллектуал никогда не будет кичиться своим знаниями, спорить только ради спора и вообще делать что-то напоказ.
Если мы пойдем «от противного», то получим признаки псевдоинтеллектуала, для которого важнее «казаться», нежели «быть». Причем образ умного, начитанного и образованного человека создается очень ловко. И в первую очередь потому, что тот, кто создает такой имидж, может искренне верить в его реалистичность.
Как младшеклассник, написавший первый в жизни реферат, кичится тем, что он теперь знает все «по теме», так и взрослый на полном серьезе полагает, что познал жизнь, и его мнение должно быть авторитетным в любых вопросах: от проблематики романов Милана Кундеры до правды об убийстве Кеннеди. Это, кстати, очень часто провоцирует его вести себя как сноб.
По каким признакам можно определить псевдоинтеллектуала?
Знания «по вершкам»
На первый взгляд это ходячая Википедия. Человек может сыпать цитатами и терминами, но эти знания абсолютно поверхностные и обрывочные. Стоит только сконцентрироваться на одной теме и углубиться в нее, как собеседник тут же старается выйти из этого разговора.
Я спорю, потому что спорю
Перефразируя Портоса, который дерется, потому что дерется, псевдоинтеллектуалу просто нравится спорить ради спора. При этом вы никогда не узнаете его реальную точку зрения — он просто займет позицию, противоположную оппоненту.
Если сегодня он утверждает, что яйцо появилось раньше курицы, то через неделю никто и ничто не помешает ему доказывать обратное (причем с помощью аргументов, которые ему приводили ранее). Победа в споре для него — это самоутверждение, а не поиск истины. Поэтому для ее достижения хороши все средства, вплоть до перехода на личности.
«К чему вы больше всего стремитесь? — спрашивает таких людей оратор и автор книг Джулия Галеф. — К тому, чтобы защитить свои собственные убеждения? Или же вы желаете увидеть мир настолько ясно, насколько это возможно?»
Есть только два мнения: одно мое, другое неправильное
Настоящий интеллектуал никогда не обзовет «бредом» позицию оппонента. Он принимает тот факт, что у людей могут быть разные мнения по поводу одного и того же вопроса. И даже если не согласен с чьей-то позицией, он допускает ее наличие в принципе.
Псевдоинтеллектуал уверен: существует лишь та точка зрения, которой он придерживается в данный момент. (Как правило, это самая модная точка зрения.) И не допускает даже мысли, что есть альтернативные варианты. К себе в поддержку он призывает цитаты великих людей, предусмотрительно «забывая», что есть не менее великие, которые думают иначе.
Жаргонизмы и англицизмы
А еще прочие «измы», которые должны показать собеседнику богатый лексический запас. Правда, вместо «органический» у него то и дело проскакивает «органичный», а социопатов он может, ничтоже сумняшеся, приравнять к социофобам — главное же говорить с уверенным видом, и никто не заметит ошибку. Если же спросить, что означает то или иное слово, псевдоинтеллектуал либо презрительно посмотрит на вас, мол, как такое не знать, либо виртуозно уйдет от ответа, потому что…
…не бывает такого, что он чего-то не знает
И это еще один признак — фантастическая уверенность, что он полностью «в теме». Он будет разглагольствовать обтекаемыми фразами, прибегать к демагогии, и в итоге вы закончите разговор с ощущением, что вам сказали много, не сказав при этом ничего. Да, псевдоинтеллектуал такое умеет — это его личный талант.
Как бы это сказать попроще
Из привычки перенасыщать речь терминами вытекает еще один признак — такие собеседники редко понимают, что говорят. Чаще всего они цитируют чьи-либо статьи или исследования, но пересказать простыми словами, о чем идет речь, не могут.
«Как говорил Сократ…»
Щеголяние авторитетными именами — это тоже попытка отстоять свою точку зрения. Но при этом псевдоинтеллектуалы часто подменяют понятия и обобщают необобщаемое, вкладывая в цитаты, которые используют, совершенно иной, «удобный» им смысл.
По материалам