Все мы знаем, что расслабляться — хорошо и приятно, как для души, так и для тела. Да что тут, собственно, может быть плохого? Тем более странным кажется поведение людей, которые сопротивляются релаксации и поддерживают привычный уровень беспокойства. В ходе недавнего эксперимента ученые из Университета штата Пенсильвания обнаружили, что участники, более подверженные негативным эмоциям, — например, те, кто быстро пугался — чаще всего испытывали беспокойство, выполняя упражнения для релаксации. То, что должно было их успокоить, на самом деле лишь тревожило.
«Такие люди могут продолжать беспокоиться, чтобы избежать значительного скачка тревоги, — поясняет Ньюман. — Но на самом деле все же стоит позволить себе этот опыт. Чем чаще вы это делаете, тем лучше понимаете, что в этом нет ничего страшного. Тренировка осознанности и другие практики могут помочь людям снимать напряжение и оставаться в настоящем моменте».
Аспирант и участник проекта Ханджу Ким считает, что исследование также проливает свет на то, почему расслабляющие процедуры, изначально направленные на улучшение самочувствия, могут вызвать у некоторых еще большее беспокойство. «Так происходит с теми, кто страдает тревожными расстройствами и как раз больше других нуждается в релаксации. Мы надеемся, что результаты нашего исследования смогут помочь таким людям».
По словам Ньюман, исследователи знали о тревожности, вызванной расслаблением, еще с 1980-х, однако причина этого явления оставалась неизвестной. Работая над теорией избегания контраста в 2011 году, ученая посчитала, что эти две концепции могут быть связаны. В основе ее теории — идея о том, что люди могут волноваться преднамеренно: так они пытаются избежать разочарования, которое им придется пережить, если случится что-то плохое.
На самом деле это не помогает, а просто делает человека еще более несчастным. Но поскольку большинство вещей, о которых мы беспокоимся, в конечном итоге не происходит, в мозге закрепляется установка: «Я волновался, и этого не произошло, следовательно, мне надо продолжать беспокоиться».
Люди с генерализованным тревожным расстройством чувствительны к резким всплескам эмоций
Для участия в недавнем исследовании ученые пригласили 96 студентов: 32 с генерализованным тревожным расстройством, 34 — с тяжелым депрессивным расстройством и 30 человек без расстройств. Сначала исследователи предложили участникам сделать упражнения на релаксацию, а затем показали видеоролики, которые могли вызвать страх или печаль.
После этого испытуемые ответили на ряд вопросов, чтобы можно было измерить их чувствительность к изменениям собственного эмоционального состояния. Например, некоторым людям просмотр видео сразу после релаксации доставил дискомфорт, в то время как другие посчитали, что сеанс помог им справиться с негативными эмоциями.
На втором этапе организаторы эксперимента еще раз провели участников через серию упражнений на расслабление и затем снова попросили заполнить опросник для измерения беспокойства.
Проанализировав данные, исследователи обнаружили, что люди с генерализованным тревожным расстройством с большей вероятностью оказались чувствительными к резким всплескам эмоций, таким как переход от расслабленности к испугу или стрессу. Кроме того, эта сензитивность была также связана с чувством беспокойства, которое испытуемые переживали во время сеансов расслабления. Аналогичными были показатели у людей с серьезным депрессивным расстройством, хотя в их случае эффект оказался не таким выраженным.
Ханджу Ким надеется, что результаты исследования могут помочь специалистам в работе с людьми, страдающими от тревожных расстройств, чтобы снизить их уровень беспокойства. В конечном счете изыскания ученых направлены на лучшее понимание работы психики, поиск более эффективных путей помощи людям и улучшению качества их жизни.