Неоправданная жестокость
К 23 годам колонии строгого режима суд* приговорил жителя Краснодарского края за то, что он забил до смерти четырехлетнюю падчерицу. Подробности преступления поражают своей жестокостью.
С точки зрения закона виновный был вменяемым, то есть осознавал свои действия и их возможные последствия. С точки зрения психологии и психиатрии, очевидно, можно было бы говорить об отсутствии эмпатии и о наличии психической патологии или расстройств личности.
Но главное — убийца уже осужден. А большинство родителей, воспитателей и других взрослых, которые применяют к детям суровые физические наказания, остаются безнаказанными. И никто не даст гарантии, что тот, кто «всего лишь» отшлепал ребенка сегодня, сумеет вовремя остановиться завтра, и дело не кончится очередной трагедией.
На днях в Сети распространилось видео** — в туберкулезной больнице медсестра жестоко обращается с малолетним пациентом: хватает девочку за волосы и бросает на кровать. Ребенок встречается с насилием со стороны того, кто вообще-то должен ему оказывать помощь. И насколько это его травмирует, как скажется на доверии к людям — вопрос пока открытый.
«Человеком сделать»
Традиции «поучить уму-разуму» много веков: так растили детей во многих странах. В дореволюционной России телесные наказания могли применяться даже к особам царских кровей. В «Домострое» рекомендовалось бить детей за провинности и в целом держать их в страхе.
В учебных заведениях России, Европы и Америки порка была абсолютно допустимым действием. Мы можем вспомнить сцену из книги Марка Твена, где Тому Сойеру достается от школьного учителя за проделки. Сегодня она нас шокирует, а еще полвека назад это не казалось юным читателям чем-то из ряда вон выходящим.
Сцены «воспитания» описаны во многих литературных произведениях. Все со школы помнят письмо Ваньки Жукова «на деревню дедушке»: «А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать».
Подробно, так, что пробирает до мурашек, описал сцену порки в своих мемуарах Максим Горький. Образно и очень живо он говорит о детском травматическом опыте: «Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал <…> С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». С классиком согласится каждый, кто испытывал подобное. Даже если он никогда не признает этого вслух.
Эра гуманизма
Отношение к этому вопросу начало меняться в середине XX века. Во многом этому способствовало развитие гуманистической психологии. В том числе о недопустимости физических наказаний писал педиатр Бенджамин Спок в своей легендарной книге «Ребенок и уход за ним», вышедшей в 1946 году.
С 1979 по 2010 год в 29 странах, преимущественно европейских, были запрещены телесные наказания в отношении детей. В некоторых странах они разрешены (например, в виде шлепков), но, согласно закону, не должны превращаться в побои.
Ситуация на сегодня
По данным опроса*** за 2019 год, в России пороли детей ремнем в воспитательных целях 25% ответивших. 67% респондентов считают недопустимыми подобные «серьезные физические наказания», но с оговоркой: за воровство, хулиганство, курение, употребление алкоголя и наркотиков подобные меры воздействия возможны.
Шлепки и подзатыльники многие, к сожалению, также считают допустимыми: больше половины участников опроса совершали подобные действия.
«Восприятие физических наказаний меняется на наших глазах»
Ольга Шихова, детский психолог
«Эффективность» физического наказания те, кто поддерживают подобные негуманные методы, видят в том, что желаемого результата (например, отказа от того или иного поведения) можно достичь достаточно быстро и просто. Но длительные побочные эффекты от такого результата очень велики и включают в себя ухудшение поведения ребенка, снижение самоконтроля, повышение агрессивности и ухудшение познавательного развития.
Как дети их воспринимают
Сейчас в целом есть консенсус, что сознательно физически наказывать детей плохо. Если родители именно сознательно, на холодную голову, причиняют ребенку боль, рано или поздно он понимает, что эти действия выходят за рамки социальной нормы, что в семье происходит что-то неправильное.
Унижение и боль негативно влияют на детско-родительские отношения, разрушают ощущение безопасности у ребенка. Но впечатление, например, от импульсивных ударов зависит от их силы и опасности.
Если в запале ребенка слегка шлепнули по руке — это одно, а если сильно ударили по лицу, это может быт шокирующим. Я бы сказала, что импульсивный легкий шлепок воспринимается ребенком легче, особенно если позже родитель извинился и обсудил с ним произошедшее.
Что «не так» с родителями?
Чтобы причинить ребенку боль на холодную голову, необходимо «отключить» нормальную родительскую эмпатию и сочувствие к нему, что тоже неизбежно влияет на отношения. Предполагаю, что родители, которые игнорируют боль ребенка, также не очень хорошо умеют обращаться с собственной душевной болью, привыкли игнорировать чувства или подавлять некоторые из них.
В каких семьях это происходит?
Чаще бьют детей те родители, которых самих били. Демографические данные не очень надежны: если речь идет об опросах, то, к примеру, менее образованные люди могут чаще признаваться не потому, что они в целом чаще бьют, но потому, что они меньше это скрывают. Точно нельзя сказать, что это проблема бедных семей, или проблема неполных семей, или проблема необразованных семей. Как и супружеское насилие, физические наказания детей могут использоваться в любой (даже весьма благополучной по внешним характеристикам) семье.
Как изменить «традиции»
Для того, чтобы воспитывать детей не так, как воспитывали самих родителей, требуется гораздо больше сознательных усилий, чем в случае, когда у вас хорошие отношения и вы в целом довольны тем, как вас воспитывали. Если вас били, вам будет сложнее удержаться, чем тому, кого не били. Но дело того стоит, и успех более чем возможен. В конце концов, несколько поколений назад били почти всех детей, не только в семье, но и в школе, а сейчас систематические физические наказания встречаются гораздо реже.
Думаю, что нет какой-то одной волшебной меры, которая могла бы быстро решить проблему в целом. Но медленное «капание на мозги» с разных сторон обязательно сработает:
- обсуждение,
- просвещение относительно реальных последствий физических наказаний,
- юридическая ответственность за систематические физические наказания,
- общее восприятие шлепков как отклоняющегося, а не нормального (и тем более не необходимого) поведения родителей,
- снижение общего стресса и особенно — родительского,
- реалистичные требования к родителям и к поведению ребенка, в том числе в общественных местах.
В конце концов, восприятие физических наказаний меняется на наших глазах. Воспитание без насилия — это то, к чему стоит стремиться каждому из нас.
* https://zona.media/news/2020/11/05/girl?fbclid=IwAR2ItdL_TDH31F1g1zxS2VMmlT0EcEZsWhrhd_kZ6YuTiN2YJ85fifET9zs
** https://ria.ru/20201106/medsestra-1583332531.html?in=t
*** https://www.kommersant.ru/doc/3953855
Об эксперте
Шихова Ольга — детский психолог, координатор проекта «Профилактика отказов от новорожденных» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».