«Он заполняет собой всю вашу жизнь, и поначалу это кажется романтичным»
Алана, 37 лет
Есть такая поговорка — все, что ни делается, к лучшему. И если вы проявите больше терпения и дадите человеку еще один шанс — многое может измениться. Но это опасная иллюзия в отношениях с насильником. К лучшему здесь только то, что как можно скорее ведет к разрыву с ним.
Первый раз он ударил меня из-за того, что приревновал к коллеге, с которым мы вместе проходили стажировку в другом городе. Пока была в отъезде, бесконечно мне звонил, злился, что не может контролировать каждый мой шаг.
Когда вернулась, стал обвинять в неверности, сочинил свою версию событий, и в разгаре ссоры я крикнула: «Это моя жизнь, и буду делать то, что сочту правильным». Он приблизился ко мне, и я поймала в его глазах необычное равнодушие. Казалось, этот разговор ему наскучил.
Он смотрел куда-то поверх меня, потом неожиданно улыбнулся и, схватив за плечи, бросил на ковер. Я закричала. Он подлетел, поднял меня, но не для того, чтобы оказать помощь, а чтобы еще разок приложить о косяк двери.
Я успела выбежать в ванную комнату и защелкнуть замок. Подставила руку под ледяную воду и плакала не столько от боли, сколько от ужаса и понимания — все, во что я так верила, рухнуло навсегда. И ничего здесь уже не спасти.
Он стал стучать в дверь и умолял его простить. Говорил, не понимает, что на него нашло. Ему нет прощения. Я открыла дверь. В глазах у него стояли слезы. «Ненавижу себя себя за то, что случилось», — сказал он. «Прошу тебя, уходи», — сказала я.
И он ушел. Забрал куртку и молча ушел. На следующий день прислал короткое сообщение — «Прости меня. Люблю». Я не ответила. Он продолжал писать. Пролайкал в социальных сетях все мои фотографии. Через общих знакомых узнавала, что «на нем лица нет».
Через пару недель я поймала себя на том, что думаю о нем, и однажды ответила ему. «Между нами есть связь, и ничто это не изменит», — написал он. Мы встретились, и да, я дала ему и себе этот пресловутый шанс.
Почему я это сделала? Ну как же, ведь он так меня добивался. То, что он делал это из чистого эгоизма, я пойму позже, а тогда мне казалось — вот проявление настоящих мужских качеств. Если он так страдает и старается все исправить, значит, я нужна ему. Ведь все в конце концов случилось из-за сильных чувств: ревности, страха меня меня потерять.
Я дорого заплатила за этот самообман
Только сейчас понимаю: тот, кто вас по-настоящему любит, будет уважать ваши желания и даст вам главное — свободу решений и действий. И лишь абьюзер способен заполнить собой все пространство вашей жизни.
Поначалу это кажется чем-то притягательным, ведь мы выросли в культуре, где мужчина должен добиваться тебя всеми способами, завоевывать, как неприступную крепость…
Некоторые понимают это буквально, и ваши отношения из романтической игры стремительно превращаются в настоящую войну. Лучшее, что вы можете сделать, это в ней не участвовать. Пока он чувствует малейшие намеки на то, что вы готовы дать ему второй шанс, он держит вас в западне.
Однажды я вернулась с работы, думая, что его нет дома. Зашла в ванную комнату, включила воду и с ужасом поймала пробегающую по пластиковой шторке тень. Я вскрикнула, и в тот же момент он неожиданно со смехом отодвинул шторку и выпрыгнул из ванны. «Это не смешно», — прошептала я. Он обнял меня со словами: «Ну что ты дрожишь, это же я». А меня током пробило ощущение — меня обнимает Чужой, хоть я хорошо знаю его лицо. И эта дружелюбная маска может слететь в любую минуту.
Мне не нужно верить в мифических оборотней. Я точно знаю, кто они — домашние абьюзеры. Те, кто приходят с огромными букетами, которыми можно заставить дом. Они кажутся такими щедрыми, и их агрессивный напор мы называем любовью.
Но нет, к чувствам это не имеет ни малейшего отношения. Любит и дорожит он только собой. И вы нужны ему, чтобы подчинить и наслаждаться собственной силой.
Не прошло и пары месяцев с тех пор, как мы были вместе, а в отношения вернулись хамство, ревность, звонки с вопросами: «Где ты сейчас? Не ври мне». И в конце концов он снова ударил меня.
Я сказала, чтобы он убирался. Тогда он кинулся в комнату и стал демонстративно искать кольцо, которое когда-то мне подарил. При этом с оскорблениями вытряхивал с полок все мои вещи.
Уже после того, как я во второй раз окончательно решила с ним расстаться, он предпринимал самые отчаянные шаги
Познакомился с моими коллегами из ювелирного магазина, где я тогда работала, вошел к девушкам в доверие и стал рассказывать о том, как я «легко уносила домой дорогие вещи». Разумеется, это было ложью. По счастью, коллеги мне об этом рассказали, и слухи не дошли до начальства.
Отчасти он добился своего: я пришла в ярость и впервые сама ему позвонила. Когда напомнила, что клевета — подсудное дело, получила ответ: «Отвечать будешь ты, а меня не остановишь». Я сказала, что обращусь к адвокату. А ведь если бы я рассталась с ним в тот первый раз, всего этого бы со мной не было.
Почему я дала ему второй шанс? После того как он ударил меня и, запершись в ванной, я смывала кровь, мне казалось, все это происходит не со мной. Второй шанс — это надежда все забыть, обнулить страшные эпизоды. Он словно дает возможность переписать историю с надеждой, что все будет по-другому.
Нет, не будет. Чем дольше мы живем с иллюзией второго шанса для насильника, тем сложнее и дольше путь возвращения своего спокойствия, способности доверять и строить новые отношения.