Прошли те времена, когда мы после школы или института приходили на предприятия молодыми специалистами. А потом, спустя 30-40 лет, нас торжественно оттуда же провожали на пенсию. Сегодня уже никого не удивишь поисками новой работы. Исчезают одни профессии, появляются другие, о которых вчера никто и не слыхал. Мир быстро меняется, и мы подстраиваемся под его скорость. Но, похоже, требований времени к нам становится все больше.
«В будущее возьмут не всех» — эту фразу впервые запустил в мир в заголовке самиздатовской статьи еще в 1983 году художник Илья Кабаков. Он вспоминал, как директор школы отбирал детей в летний лагерь. «В этой леденящей фразе, — писал он, — заключено изначальное разделение всех людей, как детей, на три категории: „Кто возьмет“, „Кого возьмут“, „Кого не возьмут“».
Кого берут и не берут в настоящем и что нужно делать, чтобы быть востребованным в будущем? Каков сегодняшний и будущий мир, который «выберет» и «возьмет» с собой нужных ему профессионалов?
Кто возьмет
Тех, кто готов предложить нам работу, сегодня становится меньше. Внешний мир — именно тот, «кто возьмет» нас в будущее, — уже стал другим. Каким? Страна вступила в противостояние с Западом, экономика с 2013 года безвозвратно изменилась, войдя в фазу отсутствия роста, поэтому при разговоре о рынке труда стоит учитывать несколько факторов.
«Бизнес продолжит работать в условиях ограниченных ресурсов — это первое, — комментирует основатель и глава компании по поиску руководителей Константин Борисов. — Второе: раньше международные компании с радостью нанимали наших менеджеров, а теперь основные работодатели — российские. И третье: если прежде сфера «купи-продай» чувствовала себя хорошо, то сегодня потребительский спрос упал.
Эта тенденция продержится минимум лет пять. Считайте, что просто изменился климат, наступило условное глобальное похолодание. Это не значит, что все погибнут, как динозавры. Это значит, что нам нужно сильно адаптироваться. У соискателей, которые примут во внимание эту логику, больше шансов на успех».
Работодатели ценят тех, кто умеет приспосабливаться и быстро ориентироваться в ситуации
«Нашему современнику, чтобы отвечать на вызовы времени, нужно быть первым, — поясняет психодраматерапевт, консультант по рекрутингу Миляна Блажич. — Поэтому мы постоянно себя продвигаем — публикуем селфи в соцсетях, делимся успехами, создаем личные бренды.
Наступила эпоха индивидуалистов, когда конкуренция среди «первых и лучших» очень высока». Что добавляет тревожности в нашу и без того суетливую и непредсказуемую жизнь. Иногда нам хочется отвернуться от этого и спокойно жить как раньше, но это вряд ли получится.
«Отрицать изменения внешнего мира — абсурдно. Можно сидеть посреди комнаты в шортах, взять в руки коктейль и повторять: „Я на Гавайях“, но за окном по-прежнему будет минус 30», — замечает Константин Борисов.
Сегодня в бизнесе никто не рискнет строить долгосрочные планы — максимум на год-два. Кто десять лет назад мог предположить, что рынок такси станет таким масштабным, как сейчас, и это будут совсем другие алгоритмы работы, логистики?
«В 90-х таксист позволял себе курить в машине, не нравится — бери другую! А теперь если водитель не выключит шансон по первому требованию клиента, то получит плохой отзыв в электронный сервис, его рейтинг снизится и будет меньше заказов, — объясняет Константин Борисов. — Кто мог представить, что в 2022 году мы будем заказывать еду в интернете и нам доставят ее за 15 минут в квартиру? В колл-центрах уже „работают“ боты, чей голос не отличить от человеческого».
Уже сейчас типовые юридические документы составляют компьютеры, они быстрее человека анализируют большое количество кейсов и выбирают оптимальный под конкретную ситуацию
Где-то мы уступим место искусственному интеллекту, но — хорошие новости — сможем его обслуживать, чинить, программировать, освоим более квалифицированные профессии.
Вряд ли программа заменит когда-нибудь блестящего адвоката или актера. Человек по-прежнему будет главным там, где требуется креатив, нестандартное мышление и эмоциональный контакт.
«Прежде чем искать работу, задайте себе вопрос: а не угрожает ли что-то моей профессии и не стоит ли задуматься о кардинальной смене парадигмы? — предлагает Константин Борисов. — В ближайшие два дня никакая профессия не исчезнет, но проанализировать тренды стоит. Чтобы переучиться, нужно время, есть смысл заняться этим заранее».
Кого не возьмут
В зоне риска те, у кого потухший взгляд: жалобы на жизнь, неправильных начальников, сложности дома и прочее «нытье» категорически не нравится работодателю. «Любят соискателей с горящими глазами, куражом, и, если у кандидата нет внутренней энергии, он имеет мало шансов, — убежден Константин Борисов. — Не любят работодатели и людей с лишним весом.
Недавно у меня был на консультации топ-менеджер, который долго не может найти работу. Я корректно обратил его внимание на излишнюю полноту, которая не вяжется с динамичной позицией, на которую он претендовал. Есть общепринятые представления об успешном кандидате. Логика работодателя проста: кандидат имеет заметно лишний вес, значит, он мало двигается и много ест, значит, он ленив — хотя это может быть вовсе и не так.
Такое же отношение к тем, кто выглядит неопрятно: либо у кандидата проблемы в жизни, либо он не сумеет заботиться о деле, раз не способен заботиться о себе».
А вот ориентация исключительно на красоту — это скорее устаревший миф, ведь красота — понятие субъективное
Хорошие кандидаты, чьи «параметры» максимально подходят под требования работодателя, долго не засиживаются на скамейке запасных. Есть редкие позиции в узких специализациях, такие как дегустатор парфюма, — их действительно можно дожидаться долго, потому что здесь рабочих мест объективно мало.
«Но если вы претендуете на распространенную вакансию, например менеджера по продажам, и несколько месяцев не находите работу, пора задуматься, что вы делаете не так, и обратиться к карьерному консультанту», — советует Миляна Блажич.
Мой секрет трудоустройства
«Не знала, что надо бояться»
Татьяна, PR-менеджер, 36 лет, Самара
На свою теперешнюю работу попала почти случайно, лениво откликнулась на вакансию, при том что на 80% требований к кандидату я не особо отвечала, на драйве сделала тестовое задание, совершенно без нервов пришла на собеседование. Про то, что до меня отсеялось около 40 кандидатов и что нужно было бояться на всех этапах, узнала уже потом, когда меня приняли.
«Да я ж научусь!»
Дина, маркетолог, 39 лет, Хабаровск
По телефону меня спросили, вожу ли я авто. Тут было все нормально, но выяснилось, что компания предоставляет машины на механике, которую я совсем не знаю. «Очень жаль», — ответили мне. Я попрощалась, а потом перезвонила: «Господи, да я ж научусь!» И началась череда собеседований, где надо было готовить презентации, отрабатывать ситуации с ходу. Я очень старалась, и мне даже сейчас не стыдно за то, как я все сделала.
«Играете в баскетбол? Берем!»
Сергей, системный администратор, 28 лет, Москва
Я был одним из 34 кандидатов на эту вакансию. Те же компетенции, что у всех. На последнем этапе мне деликатно сказали, что выбрали другого. И я то ли в шутку, то ли всерьез бросил в сердцах: «Неужели вам не нужны высокие спортивные парни, играющие в баскетбол?» И тут HR «подвисла». Оказалось, в корпорации постоянно проходят спартакиады между филиалами, и мое хобби вдруг стало козырем. «Берем вас!»
«В резюме написала всего одно слово»
Оксана, владелица бюро экологического туризма, 50 лет, Курилы
Единственный раз, когда я искала работу, рассылая резюме, мне помогло сокращение стандартного текста до одной фразы: «Делопроизводство» и вывешенная легкомысленная фотография 10-летней давности. Стали приглашать на собеседование. Фирма маленькая, была в безвыходном положении, сотрудник уволился неожиданно, лето, отпуска, работа горит, а тут я. Руководство созналось потом, что никогда не берет людей моего возраста, всегда только молодых.
Кого возьмут
С радостью берут тех, кто быстро подстраивается под меняющиеся требования. Если раньше у работника практически всегда был единый работодатель, будь то предприятие или частное лицо, то сегодня нам предстоит привыкать к тому, что у нас может быть несколько заказчиков.
«Например, когда-то домработница была постоянной, практически членом семьи нанимателя, — поясняет Константин Борисов, — а сейчас есть удобные сервисы, с помощью которых наниматель заказывает себе специалиста на два часа дважды в неделю, и к нему будут приходить разные, уже отобранные квалифицированные кадры».
Повышение пенсионного возраста испугало многих уже сегодня встречающейся дискриминацией по возрасту. Но так ли правдив стереотип «Меня никуда не возьмут — мне больше 40 лет»?
«Да, довольно часто кандидатам зрелым и средних лет отказывают. Но нередко вовсе не потому, что у них в паспорте неподходящий год рождения, — объясняет Миляна Блажич. — Большинство российских кандидатов за 50 выглядят глубоко усталыми, а есть такие в 20 лет. С фотографии на меня смотрит человек, который сам не верит в то, что у него есть ресурс. Но если он не верит в себя, то как поверю я, хедхантер? А есть такие кандидаты в возрасте, которые молоды духом, открыты к переменам и новому. И такие, опытные и энергичные, востребованы».
Но о своей продуктивности необходимо заявлять и подтверждать эти заявления
«Огромное количество соискателей в красках рассказывают, как они делали свою работу, но не могут показать реальные результаты, — говорит Константин Борисов. — А ведь все можно измерить и предъявить, если это не коммерческая тайна. Исполнительность, предполагающая, что работнику дадут готовое решение, уже не нужна никому.
Сейчас ищут героев, которые за счет сверхусилий обгоняют рынок. Ищут тех, кто способен приносить идеи и способы решения проблем при постоянно меняющихся обстоятельствах и высоких скоростях. Предъявите высокий уровень энергетики — если его нет, займитесь спортом, он точно поможет поднять заряд вашей батарейки». Стоит провести аудит собственных конкурентных преимуществ: в чем я лучший в профессии, какие идеи и решения я могу предложить?
«Цифровая реальность захватывает все большие территории, — уточняет Миляна Блажич. — Недостаточно обладать знаниями в профессии и работать по проверенной годами схеме. Нужно постоянно развиваться, быть в тренде, в центре перемен».
Есть те, кто это понимает, они ходят на разные курсы, тренинги, получают второе, третье, четвертое высшее
«Увы, таких осознанных всего 20%, — продолжает Константин Борисов. — Для остальных 80% крупные корпорации создают академии, учебные центры. Но баланс будет меняться — компании все меньше хотят тащить на своем горбу не заинтересованных лично в повышении квалификации. Учитесь у лучших в своей сфере, примеряйте на себя их рубашку, смотрите, как они говорят, что умеют, как себя ведут, чего добиваются. Пытайтесь понять, в чем новые критерии успеха в вашей профессии. Либо мы меняемся добровольно, либо мир сам встроит нас в свою систему. И не факт, что это место нас обрадует».
Как в этой новой Матрице не потерять себя? «Искать баланс между цифровым и человеческим, если быть первым, то не везде, а в чем-то одном, — рекомендует Миляна Блажич. — И помнить, что у нас есть чувства и королева среди них — любовь. Любить себя, близких, коллег и понимать, что счастливый человек сделает тот же объем работы быстрее и качественнее, чем несчастный».