Все начинается с рождения — щекотка и поглаживания, брызги в ванне и «идет коза рогатая»... «Дети растут играя: они исследуют мир, каждую минуту совершая открытия», — говорит Монтессори-учительница Елена Хилтунен.
«Игра для ребенка — это способ познания мира и самого себя», — добавляет психолог, автор проекта «Домашняя игротека» Александра Романова.
Маленькие дети нуждаются в том, чтобы самим открывать мир. Они впитывают жизнь, не стараясь запомнить. Поэтому взрослым важно внимательно наблюдать за игрой ребенка, поддерживать его усилия — такова цена его будущей самостоятельности.
Дети 3–4 лет пытаются понять, как устроен мир, узнают себя и учатся дружить со сверстниками. «Во время игры возникает особая атмосфера доверия между всеми участниками, — продолжает Александра Романова. — Родители на время оказываются на равных со своими детьми». А значит, у них есть возможность — в игре, ненавязчиво — затронуть любые вопросы, которые волнуют их сына или дочь, уменьшить детскую тревогу, распутать конфликты.
Для младших школьников игра — словно психотерапия для взрослых. Постоянные напоминания о несовершенстве способны обесценить успехи даже самого старательного ребенка.
А игра восстанавливает силы, позволяет испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Взрослым необязательно напрямую участвовать в ней, но важно обсуждать с детьми их интересы и рассказывать о своих.
Время, потраченное на игру, никогда не бывает потерянным. Итак, вы готовы в нее включиться?
Играть по-настоящему
В игре мы можем научить детей:
— навыкам (рисовать, пользоваться молотком, плавать, готовить еду...);
— принципам (командный дух, честность, уважение к правилам);
— отношению к жизни (любознательность, вкус к риску, упорство).
Но только если мы сами свободно владеем этими навыками и следуем этим принципам. И если мы способны играть по-настоящему, творчески, увлеченно.
«Организуйте пространство для игры, выделите достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учебы», — говорит Александра Романова. Не упрекайте, что он все время отвлекается, не сердитесь из-за опрокинутой краски. Все удовольствие будет испорчено, как только вы вернетесь в реальность. Не жульничайте, позволяя детям все время выигрывать. Они чувствуют обман, такая победа их унижает.
Для маленьких детей выбирайте игры, в которых многое решает случай, где участники делают одно общее дело.
Дети постарше ценят соревновательность — для мальчика нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом и победить его в компьютерной игре или на теннисном корте.
Выбирать простые игры
Никогда еще рынок игр и игрушек не был столь многообразен. Но родители предпочитают классику: развивающие игры, «Монополию» и «Эрудит» для детей постарше. «Они поступают так потому, что уверены: игра ради удовольствия — это несерьезно, — говорит Александра Романова. — И хотят не просто играть, а играть со смыслом».
Чтобы расти и развиваться, детям не нужны специальные игрушки — им достаточно того, что их окружает, считают последователи педагогики Марии Монтессори («Уроки на корточках», Елена Хилтунен, Генезис, 2006).
Все, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребенка, чем игры со штампом «развивающие»
«Предложите ребенку простые предметы из повседневной жизни: природные артефакты (шишки, камешки, ракушки), бытовые предметы (ложки, плошки, прищепки). Изучая их, дети будут не спеша развивать абстрактное мышление — сравнивать, анализировать, самостоятельно осваивать цвет, форму, вкус, качество», — рассказывает Елена Хилтунен.
Все, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребенка, чем игры со штампом «развивающие»: они не оставляют пространства для маневра и буквально уничтожают воображение и фантазию.
Учите детей рассказывать о том, во что они играют, объяснять вам правила или обосновывать стратегию игры. Ребенок станет подбирать точные слова, выделять причинно-следственные связи, будет учиться говорить так, чтобы его поняли.
Уметь оставаться в стороне
Хорошо, если ребенок умеет играть один. Это значит, что его не пугает неизвестное, не страшат временные неудачи и он уже знает, что в результате усилий его ждет удовольствие.
В игре дети могут проявлять самые интимные эмоции и сексуальное любопытство. Они испытывают свою агрессивность и находят умиротворение, бессознательно проигрывая свои фантазии.
«Именно поэтому родителям не стоит вмешиваться, даже если ребенок «наказывает» плюшевого мишку или устраивает любовное свидание Барби и Кена со всеми подробностями», — говорит Александра Романова.
Случаются и провокации. Например, играя, ребенок 3–4 лет может «закурить». Не реагируйте бурно, это только подстегнет его интерес. «Постарайтесь понять, для чего ему нужна эта игра, — советует психолог. — Если сын или дочь не раз возвращается к ней, скорее всего, ребенок пытается осмыслить ситуацию, которая его беспокоит. Не побуждайте его скорее переключиться на что-то другое».
Когда играет компания из нескольких детей, разумно также остаться в стороне, особенно если вас не приглашают. Хотя это не значит, что вам нельзя выступить арбитром в споре или перераспределить роли, если кто-то один хозяйничает, а остальным становится скучно.
Не принуждать себя
Должен ли я играть с детьми, если я этого не люблю? И как быть с чувством вины, которое появляется при одном только взгляде на песочницу или коробку с игрушками?
Наши эксперты единодушны: не нужно себя заставлять. Преодолевая себя, мы все равно играем без удовольствия, дети чувствуют это и сами теряют интерес. В этом случае лучше отвести ребенка в игротеку или детскую студию, где с детьми играют профессионалы, или пригласить в гости друзей ребенка.
Александра Романова советует сказать ребенку прямо, что вы не любите играть в солдатики или в «дочки-матери». При этом следует избегать радикальных высказываний: «Я никогда не буду с тобой играть», «Я вообще не люблю играть», «Игра — это скучно». А чувство вины можно «пустить в дело», участвуя в игре опосредованно.
Сшейте одежду для кукол, наберите шишек и палочек на улице или пополните коллекцию журналов, которые нравятся ребенку, чтобы он чувствовал: его поддерживают.
Некоторым из нас не хватает воображения, и мы не можем представить себе игры не из магазина.
Но играть можно во что угодно: готовить вместе завтрак, соревноваться, кто больше найдет грибов в лесу, играть в «города» по дороге из школы… Найдите то, что нравится вам самим: вспомните свое детство или, наоборот, оттолкнитесь от ваших сегодняшних увлечений.
Зарядка, домашние спектакли и даже садоводство — все это тоже игра, если заниматься этим с удовольствием, фантазией и не ставить перед собой высоких педагогических задач.
Учитывать возраст и интересы ребенка
Предлагайте ребенку игры в соответствии с его возрастом, психомоторным и эмоциональным развитием. Не забывайте, что главное — чтобы он чувствовал удовольствие.
Оберегайте дошкольника от ситуаций, где он обязательно проиграет и будет считать себя неудачником.
Так, в семейном кругу лучше избегать игр, которые требуют знания или подразумевают интеллектуальное соревнование: в них преимущество у старших и возникает риск подорвать самооценку младших.
Игры на свежем воздухе, творчество, моделирование из деталей конструкторов на собственный вкус — варьируйте занятия, это позволит развивать компетентность ребенка на разных уровнях и приоткроет ему разные миры.
Не настаивайте слишком, если он отказывается. Его удовольствие — главный критерий выбора занятий. Время от времени предлагайте поиграть в то, что нравится вам самим. «Не беспокойтесь, что у вас не получится, — говорит Александра Романова. — Просто начните играть и разделите удовольствие с ребенком».
Примириться со скукой
Ребенок скучает? Не спешите его развлечь: скучать, так же как и играть, детям необходимо для того, чтобы расти. Именно в такие моменты они придумывают что-то новое, фантазируют, учатся понимать свои желания. Это хороший повод задуматься о себе и «приручить» себя.
Скука — лучшая профилактика упадка сил. Она также позволяет ребенку осознать, что он обладает внутренними ресурсами, чтобы играть в одиночку. Как иначе ему об этом узнать, если родители постоянно к нему обращаются, вовлекают в какие-то занятия?
Многим приходится вновь учиться жить медленно, созерцать и учить этой неспешности и внимательности детей
По мнению психолога Даниэля Марселли, многие из нас сами испытывают огромный бессознательный страх перед пустотой — этот страх подталкивает нас судорожно заполнять чем-то жизнь. Многим приходится вновь учиться жить медленно, не спеша получать удовольствие от простых занятий, созерцать и учить этой неспешности и внимательности детей.
Кроме того, некоторых родителей смущают скучающие, ничем не занятые дети. «В такие моменты ребенок абсолютно свободен, — напоминает психолог, — он погружен в свои мысли и, конечно, ускользает от контроля родителей».
Мы живем в мире технологий. Дети постоянно перескакивают с одного на другое: подросток смотрит телевизор, одновременно стуча по клавиатуре компьютера и прижимая к уху мобильный телефон. Даже секунда тишины способна вызвать ощущение пустоты. «Старайтесь ограничивать время, проводимое перед экранами,– советует Даниэль Марселли. — И учите детей, пока они еще восприимчивы, ценить такие удовольствия, как прогулка по лесу или чтение».
Что такое хорошая игрушка?
Психолог Александра Романова рассказывает, о чем стоит помнить, чтобы сделать правильный выбор.
Совсем маленьким детям важно, чтобы игрушка была реалистичной, узнаваемой. К примеру, лиса как лиса, такая же, как на картинке в книжке. Ребенок только знакомится с миром, и ему важно иметь ориентиры и не запутаться. Чрезмерный натурализм (к примеру, складочки у куклы-младенца) ограничивает воображение ребенка, и поэтому такая игрушка быстро надоедает.
К 5–6 годам у детей уже прекрасно развита фантазия, поэтому и игрушки могут становиться менее детализированными: к примеру, куклы без лица. Ребенку достаточно, что машинка — это нечто на колесиках. Иногда это «нечто» становится джипом, иногда грузовиком или вагончиком поезда, а может быть и животным, которое бегает на таких «ножках», — все зависит от спонтанности и творчества того, кто играет.
В 7–9 лет им хочется рассматривать, сравнивать, изучать, находить тонкие отличия… Именно в этом возрасте начинается эра наклеек и карточек: их можно коллекционировать, ими интересно обмениваться друг с другом.
В этом же возрасте дети начинают самостоятельно по схеме собирать конструкторы (обратите внимание на их качество: важно, чтобы они не ломались прямо в руках). Как правило, ребенок не собирает модели по инструкции второй раз, а строит из тех же кусочков свои собственные конструкции.