img

В Университете Джорджии (США) провели эксперимент. Отстающих студентов пригласили «поиграть» в специально разработанную учебную компьютерную игру, в которой им самим предстояло обучать виртуальных студентов. Сначала новоиспеченным учителям выдали списки литературы по изучаемому предмету. Затем предложили им самим выбрать себе одного из шести виртуальных учеников, которые, впрочем, были вполне осязаемы – в программе указывалось их имя, город, в котором они родились, и даже хобби. Затем студенты-учителя сами решали, что именно должен усвоить ученик, и выбирали одну из двух опций: дать ему возможность сделать краткое резюме прочитанного или объяснить основные понятия. Виртуальный ученик мог также задавать учителю вопросы. По завершении игры оценивалось, чему студент смог «научить» компьютер. Также его спрашивали, насколько это мотивировало его самого читать изучаемую литературу. В подавляющем большинстве случаев ответ был положительным. Кроме того, студенты отметили, что получили больше удовольствия от занятий, меньше скучали, раздражались и лучше усваивали прочитанное.

Студенты признались, что благодаря виртуальным ученикам они сами прочитали заданную литературу. Им пришлось это сделать, даже если сначала у них не было особого желания. Кроме того, они глубже, чем обычно, усвоили, обдумали и проанализировали материал. Видимо, опасались ударить в грязь лицом перед учениками?..

Компьютерная программа-игра для отстающих студентов существует уже несколько лет и совершенствуется каждый семестр на основе отзывов пользователей. Ее авторы считают, что эффективность программы объясняется тем, что студенту приходится принимать самостоятельные решения – какого ученика выбрать, чему его научить и какие темы рассмотреть. Игра позволяет сократить разрыв между успешными и отстающими студентами. Обычно успешные студенты сами добиваются результатов независимо от преподавателя, а отстающим требуется поддержка и мотивация, в чем как раз и помогает подобная оригинальная разработка.

Подробнее см. «Boosting learning-by-teaching in virtual tutoring», Computers & Education, март 2015.