Раздвоение
Фото
Getty Images

Томас Чаморро-Премьюзик (Tomas Chamorro-Premuzic), психолог, бизнес-тренер, профессор Университетского колледжа в Лондоне.

«По мере того как интернет стал играть все более важную роль в нашей жизни, мы начали отказываться от сетевой анонимности и перестали прятать свое настоящее лицо. Сегодня сетевая жизнь уже неотделима от реальной. К примеру, в Великобритании в среднем взрослый человек проводит в онлайне 20 часов в неделю, это в два раза больше, чем 10 лет назад. Примерно такие же показатели и в США. 30% этого времени пользователи проводят в социальных сетях.

Сложно долгое время успешно притворяться. Можно сыграть роль другого человека на первом свидании или собеседовании о приеме на работу, но весьма непросто поддерживать воображаемый фасад долгое время, а ведь значительная часть вашей жизни теперь постоянно выставлена напоказ в интернете.

Конечно, наша личность не исчерпывается нашей историей в браузере, но логично предположить, что история поисковых запросов, посещаемых страниц и активности в социальных сетях отражает некоторые черты личности. До наступления цифровой эпохи наши черты личности, стиль и идеалы окружающим демонстрировали в первую очередь наши материальные ценности, психологи называли их «расширенным «Я».

«Информация, коммуникации, фотографии, видеозаписи, музыка, расчеты, послания, записи, данные – все это остается невидимым и нематериальным, пока мы специально их не вызовем. Все это состоит из электронных потоков нулей и единиц, хранящихся локально или в каком-то облаке, которое даже трудно себе представить», – говорит Рассел Бельк (Russell W. Belk), специалист по психологии потребления из Йоркского университета в Канаде.

Однако с психологической точки зрения нет разницы между этими цифровыми артефактами и физическими ценностями – и то, и другое демонстрирует окружающим важные аспекты нашей личности. В цифровом мире они составляют основу нашей репутации. Многие исследования были посвящены тому, как наше аналоговое «Я» переносится в цифровой мир. Все они сходятся в одном – хотя интернет и помогает нам сбежать от повседневной жизни, он сам почти перестал быть виртуальной реальностью.

Весьма примечательно, что результаты тестов позволяют предсказать наше поведение в социальных сетях. От таких черт, как экстраверсия, интеллект и предусмотрительность, зависит то, как мы ставим «лайки» в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). Анализ сообщений в Twitter позволяет узнать, насколько пользователи склонны к экстраверсии и насколько они стабильны эмоционально. При этом можно анализировать не только содержание сообщений, но и их количество, а также количество подписчиков пользователя. Twitter может позволить выявить и так называемую «темную триаду» личностных черт – социопатию, нарциссизм и склонность к манипуляции людьми.

Исследования показывают, что посещаемые нами сайты, художественные и музыкальные предпочтения, онлайн-покупки также могут многое рассказать о нас. Возможно, автоматические алгоритмы интернет-магазинов и онлайн-кинотеатров, которые подсказывают, какие товары или фильмы вам могут быть интересны, скоро будут еще и способны объяснить, почему у вас именно такие предпочтения.

Отец американской психологии Уильям Джеймс (William James) как-то сказал, что количество наших личностей равняется количеству ситуаций, в которых мы оказываемся. Наша цифровая личность кажется раздробленной, но на самом деле ее фрагменты почти сложились в единую картину.

Эти данные и алгоритмы для их анализа могут пригодиться многим компаниям. Если им удастся преодолеть этические и юридические барьеры (вероятно, давая возможность потребителям добровольно соглашаться на сбор данных о них, при этом вся процедура должна быть максимально прозрачной), они смогут не просто предсказывать поведение пользователей, но и анализировать и объяснять его причины. Подобные возможности могут произвести революцию в отношениях бизнеса с потребителями».

Подробнее см. на сайте издания The Gaurdian.