Бессилие жертвы провоцирует насилие в худших и сострадание в лучших. Для иллюстрации этой идеи обратимся к фильму Спилберга «Цветы лиловые полей».
Главная героиня, темнокожая женщина Селли, пишет письма Богу, пытаясь понять, чем же она ему не угодила, если ей предначертано терпеть сексуальное, физическое, эмоциональное насилие сначала от отчима, затем от мужа и его детей от предыдущего брака.
Мать Селли умирает, проклиная дочь, успевшую родить к четырнадцати годам двоих детей от отчима, которых он продает сразу же после рождения миссионерам. Селли безгранично любит младшую сестру, единственное существо на свете, отвечающее взаимностью. Ее безропотное подчинение насильнику объясняется еще и тем, что таким образом она спасает от домогательств младшую сестру, мигрировав из статуса жертвы в статус спасателя.
Вскоре отчим отдает ее замуж за вдовца, который на много лет старше девочки, потому что созревает младшая сестра Телли. И Селли продолжает терпеть побои, бездушный секс и унижения уже от законного мужа и пасынков, успевая выполнять работу по домашнему хозяйству за еду. Рабыня и станок для удовлетворения похоти. Вскоре к ним приходит жить младшая сестра, сбежавшая от сексуальных домогательств отчима.
Короткое счастье девочек длится недолго
Муж также попытался изнасиловать Телли, которая, в отличие от старшей сестры, смогла себя защитить. Но в отместку была изгнана из его дома. Мать девочек не стала на защиту собственных детей. Можно, конечно, оправдать ее тяжелой болезнью, а также историческими реалиями начала прошлого века, особенностями бытовой культуры афроамериканцев. Но, к великому сожалению, в большинстве случает взрослые (матери) предпочитают закрывать глаза или обвинять во всем случившемся ребенка и в наше время.
Часто матери как будто бы не замечают, что проделывают мужья с падчерицами, тем самым продолжая удерживать мужчину в семье. Что, собственно, и произошло с Селли, к которой однажды ночью пришел отчим и сказал, что она теперь будет делать то, что не может делать ее мать. Беременность нельзя скрыть, но окружающие предпочитают считать девочку-подростка грязной, согрешившей. Виноват всегда слабый, то есть ребенок, и подобное отношение он считает вполне заслуженным, потому что иного не знает.
Так формируется психология жертвы. Ее ментальная установка — «сама виновата». Но ответственность всегда лежит на взрослом, который, в отличие от ребенка, понимает, что происходит, и получает удовольствие, а ребенок чаще всего просто терпит.
В свое время я отказалась работать с женщиной, принявшей сторону сожителя, когда, вернувшись раньше обычного с работы, увидела, что ее десятилетний сын его «ублажает». Взрослый мужчина, не моргнув глазом, сказал, что ребенок сам предложил сделать это…
Вернемся к фильму. Телли уходит из дома, но находит приют в христианском миссионерском обществе, в то время как Селли безропотно терпит все, не сопротивляется, оставаясь в доме насильника. Телли, наблюдая, как пасынки сестры не считаются с ней, спрашивает: «Почему ты не дерешься? Нужно драться!» На что жертва Селли отвечает: «Я не умею драться, я умею только выживать!» Главная психологическая особенность жертвы в том, что она предпочитает жить в психологической спячке, в какой-то жизненный период согласившись с внешними обстоятельствами и приняв, что любое сопротивление смертельно опасно.
Жить и выживать для жертвы — одно и то же
Жертва, став взрослой, по-прежнему проецирует свою детскую беспомощность перед взрослым (как правило, жестоким) на весь мир и свое ближайшее окружение. Ей и в голову не приходит взбунтоваться, чтобы открыто сопротивляться агрессору. Все, что может позволить себе та же Селли, — это плюнуть в стакан воды, прежде чем подать его свекру.
Роль жертвы может быть опасной для окружающих тем, что подавленная агрессия рано или поздно выстрелит и ее мишенью окажется не тот, кто причинял или способен причинить боль, а тот, кто не может себя защитить.
Одна моя клиентка, много чего вынесшая от отца в детстве, считала, что ей не стоит иметь детей, потому что ребенок — единственное существо, которое не сможет себя защитить. И в какой-то момент она его задушит. Педофилы часто сами в детстве были жертвами сексуального насилия, поэтому, осознанно или нет, стремятся отыграться на другом ребенке. Зло должно быть остановлено, но не страхом наказания или возмездия, а познанием причин, источника возникновения и поиском путей искоренения этого зла в собственной душе.
Вскоре в жизни Селли и Мистера, так она называет мужа, появляется еще один персонаж, певица Шуг, она же любовница Мистера. Селли безропотно ухаживает и за ней во время болезни. Своей безграничной добротой она заслужила ее любовь. Шуг — бунтарка, поступившая против воли отца — пастора, но отчаянно нуждающаяся в его любви и принятии. Неукротимый дух и любовь Шуг придают силы вечной жертве Селли.
Сын Мистера женится на женщине — воительнице Софии, у которой на все один ответ — кулаком в лицо обидчика. Она не терпела побоев в собственной семье от отца и братьев, нарастив мощную психологическую мышцу. Так София перешла из статуса жертвы в статус преследователя. Для этих женщин характерны две роли. Селли — жертва и спасатель. София — жертва и преследователь.
Стоит отметить, что Софию играет Опра Уинфри. В одном из интервью она говорит, как важно для нее было сыграть эту роль, ведь она сама ребенком была изнасилована дядей и жила на крыльце дома матери. Будучи подростком, как заклинание, как мантру повторяла про себя стихотворение Уильяма Эрнеста Хенли «Непокоренный».
Из-под покрова тьмы ночной,
Из черной ямы страшных мук
Благодарю я всех богов
За мой непокоренный дух.
И я, попав в тиски беды,
Не дрогнул и не застонал,
И под ударами Судьбы
Я ранен был, но не упал.
Тропа лежит средь зла и слез,
Дальнейший путь неясен пусть,
Но все же трудностей и бед
Я, как и прежде, не боюсь.
Не важно, что врата узки,
Меня опасность не страшит.
Я — властелин своей Судьбы,
Я — капитан своей души.
Эти строки стали для нее талисманом-оберегом, помогли стать медиамагнатом, звездой телевидения.
Селли предлагает пасынку побить строптивую жену, чтобы вернуть ее в понятную и удобную для мужчин роль жертвы. София дает достойный отпор свекрови. Селли становится стыдно. Но поведение Софии не вдохновляет ее выйти из роли жертвы.
Переломный момент освобождения наступает тогда, когда Селли и Шуг случайно обнаруживают письма Телли, которые Мистер прятал от жены всю жизнь. Селли приставляет нож к горлу мучителя, проклиная его. Шуг забирает подругу с собой. Селли становится независимой и респектабельной женщиной, открыв собственный бизнес по пошиву одежды, а позже и получив наследство, присвоенное отчимом.
Если ты жертва, то это поражает все области жизни, увы. Остановилась столь подробно на анализе фильма, поскольку он наглядно демонстрирует, как действует треугольник Карпмана в жизни.
Мне хочется заострить внимание на бессознательных аспектах комплекса жертвы. Да, для жертвы жизнь — это страдание. Все к ней несправедливы, она устает и не справляется. Ей то обидно, то страшно, то стыдно. Ей не хватает ни сил, ни времени, ни желания сделать что-то для улучшения своей жизни. Она инертна. Она боится жизни и ждет от нее только плохого. Ее часто обвиняют в выученной беспомощности и отмахиваются от нее, как от назойливой мухи, или досадуют, что она — как чемодан без ручки: бросить жалко, нести неудобно.
Но иногда капля искреннего сострадания, деятельного участия может совершить чудо. У жертвы вырастут крылья, и она может стать спасателем. Проблема в том, что жертве трудно принять детскую боль. У нее может не хватить мужества соприкоснуться с личной историей, вновь пережить ужас бессилия перед всемогущим преследователем-взрослым. Ее душа как будто бы застряла в лимбе переживаний, разделившем ее жизнь на до и после травмы. Она продолжает пребывать в страхе, кастрирующем витальную энергию, поэтому по-прежнему считает, что не сможет справиться с внешними катастрофическими обстоятельствами, которые со временем становятся внутренней реальностью.
Она ломается психологически и заключает договор по умолчанию с самой собой: жить — значит выживать. Со временем жертва может научиться извлекать определенные бонусы из манипулирования окружающими, сознательно или бессознательно помещая их в треугольник сочувствия (другое название треугольника Карпмана). Но здесь нет личностного роста, это тупик, психологический день сурка.
Только вычленив травматичное событие из бессознательного, которое и является причиной погрешностей поведения в социуме, жертва может изменить свой статус. Опра Уинфри на одном из шоу говорит, обращаясь к аудитории, что ни одного дня не провела в психотерапии и что именно сидящие в зале дали ей исцеление. Да и Селли не могла проходить психотерапию. Ситуация ее унижения была доведена до абсурда. Мистер, которому она безропотно отдала всю себя без остатка, не требуя ничего взамен, забрал ее душу, лишив драгоценных писем любимой сестры. Опять же, на бунтарство ее спровоцировал другой человек, а не осознание личного унижения.
Отчим не только насиловал, отнял и продал детей, но и присвоил имущество, во владение которым она могла вступить, еще будучи подростком, сразу после смерти матери, недолюбливавшей некрасивую старшую дочь, а потом и вовсе возненавидевшей ее. Ей и в голову не пришло защитить ее от отчима. Как это могло прийти в голову девочке, если нет прецедента поддержки и защиты взрослого?
Телли повезло больше, у нее были любовь и защита старшей сестры. Что же касается Опры Уинфри, она не родила ребенка, опасаясь детской ненависти, и оформила отношения с другом, когда уже более чем крепко стояла на ногах.
Детский абьюз поражает в первую очередь область эмоционально близких отношений
Селли, оставив Мистера, забирает и любовь Шуг, которую он любил всю свою жизнь. Жертва и преследователь поменялись местами. Мистер спивается, теряя интерес к жизни, опускается психологически.
В моей личной истории, так же как и в историях клиенток, были эпизоды, когда мужчины, унижающие психологически и эмоционально, вдруг резко менялись, узнав о моем намерении разорвать отношения. Они становились плачущими маленькими мальчиками, не способными справиться с болью потери «любимой» женщины. Начинали угрожать физической расправой. Мужчины, у которых идеально выстроена персона, ломались эмоционально, как тростинки, будучи не в состоянии отпустить унижаемую и униженную женщину.
Получается вот такой психологический перевертыш, потому что жертва и преследователь — две стороны одной медали. Преследователь может стать условием развития жертвы, в то время как жертва — нет. В определенном смысле жертва психологически развращает преследователя, закрепляя в жестком авторитарном сценарии общения, а выходя из деструктивного тандема, выбивает у преследователя почву из-под ног, вынуждая регрессировать в статус жертвы. Хрупкий росток пробивается через толщу асфальта.
Здесь, конечно, можно вспомнить о принципе бумеранга, но это уже другая история, скорее метафизическая. Юнгианский психолог Джеймс Холлис в книге «Под тенью Сатурна» пишет: «Совершите насилие над душой мужчины, и он тоже в какой-то мере станет насильником. Массовые и серийные убийцы в свое время сами были жертвами физического или психологического насилия. Обиженный почтовый служащий или разъяренный банковский клерк стали постоянными персонажами выпусков вечерних новостей. Но это лишь вершина айсберга. Убийцы души постоянно присутствуют в жизни всех современных мужчин».
Психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка "Расскажи историю"», "Мастер Судьбы. Ты сможешь всё"
Личный сайт