Отличительная черта нарцисса — он о себе очень высокого мнения и считает, что окружающие должны разделять его точку зрения. Остальные характеристики лишь дополняют «портрет».
Нарциссы охотно говорят о своих успехах, не скрывают (или преувеличивают) свои достоинства, ждут от других восхищения и признания своей исключительности. Не переносят критики. Свои потребности считают важнее потребностей других, всегда рассчитывают на особое отношение. Неустанно заботятся о своей внешности, гордятся знакомством с выдающимися людьми.
Общаясь с другими, легко переходят от лести к критике и обратно к неожиданным похвалам. При этом едва обращают внимание на отрицательные эмоции, которые вызывают у других, так как сочувствие им чуждо.
В поведении человека с нарциссическим типом личности можно усмотреть определенную логику. «Если я представляю собой исключительную личность и заслуживаю большего, чем другие, все должны относиться ко мне с почтением. Законы и правила относятся к обычным людям, а мне выполнять их не обязательно».
Я и остальные
Отношение к себе
- Чувство собственной исключительности: он убежден, что заслуживает большего, чем другие.
- Огромные амбиции, стремление к успеху в профессиональной и личной сфере.
- Старательная забота о своей внешности и одежде.
Отношение к другим
- Ждет особого внимания, привилегий, но не собирается отвечать взаимностью.
- Возмущается, если привилегии отсутствуют.
- Манипулирует другими, использует их для достижения собственных целей.
- Редко сочувствует другим.
Польза или вред
Разумеется, далеко не всегда нарциссические черты бывают выражены резко. Более того, некоторая доля нарциссизма может даже приносить пользу. Вспомните любые телевизионные интервью со знаменитостями. Они производят впечатление уверенных и довольных собой людей.
Можно считать, что успех принес им такое удовлетворение, но справедливо и другое: они добились успеха именно благодаря самоуверенности, чувству собственного превосходства, умению правильно себя поставить.
При равных способностях нарцисс скорее добьется успеха, чем скромный человек. Он сможет дороже продать себя, ему не свойственна щепетильность, в роли руководителя он будет меньше бояться неудач, так как убежден, что способнее и компетентнее других.
Кроме того, он уверен, что неудачи возникают не по его вине, поэтому сохраняет спокойствие даже в таких ситуациях, в которых другие давно бы потеряли хладнокровие и самообладание.
Правила поведения с нарциссом
Что нужно делать
- Выражайте одобрение (искренне), когда только возможно. Нарцисс уверен, что заслуживает восхищения. Если вы хотите поддерживать с ним хорошие отношения, хвалите его при всяком удобном случае. Тогда он сочтет вас умным человеком, который способен оценить его по достоинству, будет меньше раздражаться в вашем присутствии, гораздо спокойнее воспримет критику.
- Не льстите!
- Объясняйте реакцию других. Если нарцисс вам доверяет, вам придется выслуживать его жалобы на окружающих: некомпетентных, глупых, неблагодарных… Если вы хотите участвовать в беседе, не рассуждайте, кто прав, а кто виноват. Говорите о том, что у каждого из нас свой взгляд на вещи. А понимать и принимать другую точку зрения не значит с ней соглашаться.
- Будьте вежливыми. Если вы опаздываете, небрежно здороваетесь, ведете себя фамильярно, будьте уверены, нарциссу это не понравится. Он всегда придает значение тому, что другие могут считать сущими пустяками.
- Критикуйте только при необходимости. И только указывая на конкретные поступки: «Я беспокоюсь, когда ты задерживаешься», «Мне неприятно, что ты меня перебиваешь».
- Сдержанно рассказывайте о собственных успехах или достижениях. Нарциссы завистливы, поскольку уверены, что достойны большего. Не говорите, что вы замечательно провели отпуск, получили наследство, провели время в интересной компании… Это заставит его страдать, а ваши отношения испортятся.
Чего не нужно делать
- Противоречить. У вас может появиться такое желание в ответ на их высокомерие. Но это принесет облегчение лишь на короткое время, а отношения ухудшатся.
- Давать собой манипулировать. Их шарм, чувство собственного превосходства, небрежность или равнодушие по отношению к другим превращают их в отличных манипуляторов. Важно решить, в чем вы готовы уступить, а в чем — нет (и никогда).
- Ждать ответных чувств, отношений по принципу «услуга за услугу». Они не чувствуют себя обязанными платить добром за добро, поскольку, по их мнению, то, что вы даете, принадлежит им по праву. Было бы ошибкой думать, что чем лучше вы будете относиться к нему, тем лучше он будет относиться к вам.
Три предостережения
- Если это ваш начальник, будьте с ним искренни и сдержанны.
- Если это ваш сотрудник, смотрите, чтобы он не занял ваше место.
- Если это ваш спутник (спутница) жизни, раз вы его выбрали, значит, что-то в нем вас привлекло. Изучите вопрос глубже или (хотя бы) перечитайте нашу заметку.
* Л. Франсуа, А. Кристоф «Он — шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).