При первой встрече будущий муж Сони произвел впечатление харизматичного и успешного человека. За восемь месяцев ухаживаний он покорил ее заботой. Однако в первую же ночь медового месяца он устроил чудовищную сцену в отеле. Соня всего лишь попросила мужа передать ей карту города. Он прорычал: «Нет!» — и принялся крушить мебель в гостиничном номере.
«Я застыла на месте. Он заявил, что собирается со мной развестись, и отправился спать. Я не спала всю ночь, пытаясь понять, что же мне теперь делать и насколько такое поведение укладывается в рамки нормы», — вспоминает Соня.
На следующее утро Соня стояла у выхода из отеля и ждала такси в аэропорт. Она решила, что с замужеством покончено. Муж подошел, ослепительно улыбаясь, назвал случившееся неудачной шуткой и попросил «не делать глупостей».
А через неделю все повторилось... Их брак продлился пять лет. Все это время Соня ходила вокруг мужа на цыпочках, страшась его гнева. Он и не поднимал на нее руку, но фактически подчинил ее жизнь своим капризам. Став клиенткой психотерапевта, она узнала, что вышла замуж за «наркомана гнева».
Все мы время от времени испытываем ярость. Но в отличие от большинства людей эти люди нуждаются в регулярной подпитке злостью. Цикл их зависимости предполагает разрядку, неважно, есть для нее повод или нет. Таким образом они удовлетворяют внутренние потребности, которые часто не имеют никакого отношения к ситуации, вызвавшей всплеск.
Перед вступлением в брак важно поближе узнать окружение кандидата в мужья
Каким образом гнев вызывает физическую зависимость?
Во время вспышки ярости в кровь выбрасывается адреналин. Этот гормон заряжает нас энергией и притупляет боль. Удовольствие от выброса адреналина примерно одинаково как во время прыжка с парашютом, так и в состоянии праведного гнева. Человек добровольно впадает в него, чтобы снять напряжение или избавиться от грустных мыслей. Как правило, сорвав злость, он чувствует себя прекрасно, тогда как его жертвы совершенно раздавлены.
«Наркоманы гнева» ценят эту эмоцию не только за адреналин. Это доступный им метод управлять ситуацией и разрешать конфликты, когда они только назревают (лучшая защита от недовольства домашних — нападение). Кроме того, они прекрасно знают, что их нрав пугает близких и позволяет держать их на коротком поводке.
«Гнев — древнейшая эмоция, не требующая никакой рациональной основы. Поддаться его соблазну легко, потому что он упрощает реальность и дает ощущение силы», — объясняет основатель курсов по управлению гневом Айван Тайрел.
Известно, что эта эмоция больше свойственна мужчинам: именно они чаще срываются на близких. Одно из ключевых различий между полами — в том, что женщины тонко различают оттенки чувств, а мужчины воспринимают их контрастно и в своих глазах предстают либо победителями, либо неудачниками. Кроме того, им труднее признать, что они испуганы или огорчены.
Зависимостью от гнева страдают не только те, кто им одержимы. Психолог Джон Готтман рассказывает, что хотя спутницы скандалистов и жалуются на их чудовищный нрав, они с нежностью вспоминают моменты примирения, которых без скандалов не бывает.
«Связь между любовью и насилием до сих пор мало изучена. Животные, которых дрессируют методом «кнута и пряника», больше привязываются к своим хозяевам, чем те, с которыми хорошо обращались. К сожалению, многие пары недалеко от них ушли», — говорит он.
Психотерапевт Гэл Линденфилд подчеркивает, что перед вступлением в брак очень важно поближе узнать окружение кандидата в мужья: «Узнайте, каковы его отношения с братьями и сестрами, родителями и друзьями. Если они, пусть даже с усмешкой, намекают на то, что не раз страдали от невыносимого характера и взрывного темперамента вашего жениха, стоит задуматься. Вы вряд ли станете исключением».
Что делать, если не получается порвать с «наркоманом гнева»?
Психиатр, автор книги «Эмоциональная свобода» Джудит Орлофф дает несколько советов.
- Подавите первую реакцию на агрессию. Досчитайте до десяти. Сосредоточьтесь на дыхании, а не на обидчике.
- Не спорьте и не оправдывайтесь. Представьте, что волна гнева проходит мимо вас, нисколько вас не задевая.
- Признайте «правоту» обидчика. «Да, я понимаю, что ты чувствуешь. Я тоже испытываю похожие эмоции. Только выражаю их немного иначе. Давай поговорим», — подобные фразы обезоруживают.
- Установите границы. Важен уверенный тон: «Я люблю тебя, но не буду отвечать на твои претензии, пока ты общаешься на повышенных тонах».
- Проявите эмпатию. Как вы теперь знаете, гнев — лишь ширма для множества негативных эмоций. Как плохо должно быть близкому вам человеку, если он постоянно вне себя от злости? Это не оправдывает «наркомана гнева», но помогает отпустить обиду.