Во время музыкотерапии мозги клиента и психотерапевта синхронизируются. Это смогли продемонстрировать в своих опытах исследователи Университета Англии Раскин (Anglia Ruskin University). Это открытие может стать важным шагом на пути изучения и развития терапевтического процесса.
Отчет о проекте, реализованном под руководством профессора Йорга Фахнера и доктора Клеменса Майдхофа, был опубликован в академическом издании «Границы в психологии» (Frontiers in Psychology). Это было первое исследование музыкотерапии с использованием современной технологии гиперсканирования, которая позволяет записывать мозговую активность двух людей одновременно для лучшего понимания их текущего взаимодействия.
В рамках исследования, во время сессии клиент рассказывала психотерапевту о серьезном заболевании в ее семье. В комнате звучала классическая музыка. На головах у обоих был прибор для снятия электроэнцефалограммы. Сенсоры считывали электрические импульсы мозга, и одновременно сессия была записана на видеокамеры.
Музыкальный терапевт вел сессию к переломному моменту, когда необходимо было установить особенное, наполненное смыслом «соединение» с клиентом. Исследователи наблюдали, как активность мозга клиента резко усилилась, произошло движение от переживания негативных эмоций до пика позитивных. Через несколько мгновений терапевт понял, что сессия идет успешно, и сканирование его мозга отразило похожие результаты.
В последующих интервью оба подтвердили, что этот момент был действительно очень значимым и эффективным для терапевтического процесса. Исследователи проверили активность правой и левой лобных долей, в которых соответственно обрабатываются негативные и позитивные эмоции.
Они провели глубокий сравнительный анализ данных гиперсканирования, видео и расшифровку аудиозаписи сессии и смогли убедиться, что синхронизация мозговой активности двух участников эксперимента действительно состоялась.
Профессор Йорг Фахнер, специалист по музыке, здоровью и изучению мозга, сказал: «Это исследование — важный этап в изучении музыкальной терапии. Специалисты, которые этим занимаются, сообщают о моментах эмоциональных изменений во время сессий, и благодаря результатам нашего проекта наконец-то появилась возможность подтвердить это».
Ученые и психотерапевты убеждены, что привлечение музыки в процесс работы с клиентом может улучшить его общее самочувствие и способствовать лечению таких состояний, как тревожность, депрессия, аутизм и деменция. Если ранее специалисты могли положиться только на обратную связь и субъективное восприятие клиента, то теперь об эффективности музыкотерапии говорят и научные данные гиперсканирования мозга.
«Эта технология показывает малейшие, практически неразличимые изменения, которые происходят на сессии, — продолжает Фахнер. — Возможность определить те самые бесценные моменты, когда терапия работает наиболее эффективно, может быть очень востребованной. Это особенно ценно при работе с клиентами, у которых проблемы с вербальной коммуникацией. Но и во многих других случаях наше открытие поможет лучше понять эмоциональную динамику во время терапевтического процесса».