Магического универсального «лайфхака» для всех работающих матерей не существует. Но важно попытаться услышать, понять и рассказать о жертвах и проблемах, с которыми сталкиваются матери, и о которых не подозревают работодатели. Тринадцать работающих женщин, у которых есть дети, ответили на вопросы о том, как строится их жизнь, сочетающая материнство и карьеру. Они представляют разные профессиональные отрасли, занимают разные должности. Но, несмотря на эти различия, они ежедневно сталкиваются со схожими проблемами.
Карина — работающая мама. Несмотря на поддержку партнера, она чувствует, что делает дома не так много, как могла бы. И, несмотря на еженедельные командировки, сомневается, что делает достаточно на работе. Она приносит фирме самый большой доход от продаж, но чувствует себя слишком занятой и недостойной повышения.
«Я думаю, что самая плохая услуга, которую мне оказали другие женщины, — они не рассказали, как трудно быть матерью. До рождения детей я не представляла, каково это. Я размышляла: «В самом деле, как тяжело это может быть?»
Выполнение двойных обязанностей
Даже если муж — прекрасный и чуткий, чаще всего женщина берет на себя непропорционально много домашней работы. Родительство — это событие, меняющее жизнь, которое сопровождается огромным списком дел и сменой приоритетов. Но даже в семьях с чрезвычайно вовлеченными отцами матери все еще делают больше работы, одновременно предполагая, что партнеры выполняют столько, сколько могут.
Исследования 2017 года показали, что женщины, живущие с мужьями и детьми, в 5,5 раза чаще, чем их коллеги-мужчины, выполняют всю или большую часть домашней работы. Матери, которые участвовали в опросе, отводили и забирали детей из детского сада, планировали посещение врачей, следили за соблюдением медицинских назначений, занимались досугом детей, а также покупали продукты, бытовую химию и одежду. Для их партнеров большая часть этой работы незаметна. Для работодателей она и вовсе не имеет значения.
«Даже с заботливым партнером мамы вынуждены становиться управляющими по дому. Одежда, детское питание, оплата няни, выгул собаки, наполнение холодильника — и так каждый день», — говорит Алиса, владелица малого бизнеса.
Опасаясь реальных или предполагаемых неудач на работе, женщины часто неосознанно ставят работу выше собственных семей
«Он прекрасный отец, но есть много вещей, о которых он понятия не имеет. Просто думает, что волшебным образом в доме пополняется запас подгузников и появляется детская сезонная одежда соответствующего размера», — рассказывает Лана, вице-президент крупной компании.
Обязанности, которые ложатся на женщин, отнимают много времени, эмоций. Для их выполнения требуется энергия, которая лишь кажется неистощимой. Даже простое событие — выход из дома утром — может стать тяжелым и эмоционально окрашенным. Одна из участниц опроса, Мария, социальный работник, подробно рассказала о давлении, под которым находится:
«Наша утренняя рутина: готовлю себя к работе, готовлю детей к детскому саду, проверяю, почистили ли зубы. Они учатся приносить тарелки в раковину и самостоятельно обуваться. Мы не забываем сходить на горшок и стараемся уложиться в полтора часа. Я не хочу опаздывать, но они не понимают концепцию опоздания. Такие маленькие проблемы с воспитанием детей сильно сказываются на мне».
Невидимые жертвы ради работы
Семейные потребности и профессиональные обязанности нередко противоречат друг другу. Опасаясь реальных или предполагаемых неудач на работе, женщины часто неосознанно ставят работу выше собственных семей. Мария, упомянутая выше, мечтает устраивать совместные ужины, но не может, потому что ее обязанности не позволяют уходить пораньше. Она готова брать часть работы на дом и доделывать ее, как только дети уснут, но боится, что такая просьба сделает ее менее серьезной в глазах начальства и, в конечном итоге, повредит карьерному росту.
Многие матери, как и Мария, идут на жертвы: скрепя сердце, пропускают детские праздники, чтобы присутствовать на рабочей встрече, не могут уйти из офиса пораньше, чтобы ухаживать за больным ребенком, и берут на себя дополнительные обязанности, например, соглашаются на командировки. Менеджеры компаний могут даже не осознавать, на какие жертвы они идут, потому что это происходит незаметно.
«У меня практически пропало грудное молоко, и я тяжело переживала это. Бывают моменты, когда я на самом деле выбираю между тем, что хорошо для моего тела и ребенка, и тем, что хорошо для работы», — говорит Лиза, заместитель руководителя отдела кадров.
«Одна из самых трудных вещей в работе — это отсутствие гибкости, которое мешает немедленно реагировать на то, что лучше для семьи... Вот пример: прямо сейчас дочь больна, выглядит ужасно, у нее небольшой жар. Для нее было бы лучше остаться дома со мной, но это невозможно. Сегодня утром я сделала то, что делают многие работающие родители: дала ей жаропонижающее в надежде, что эффект продержится достаточно долго, чтобы она смогла пойти в школу», — рассказывает Анна, менеджер по работе с клиентами.
Нежелание бороться за карьерный рост
Большинство матерей, с которыми мы общались, не претендовали на повышение. Объективно это казалось непонятным. Ведь это были те самые женщины, от которых мы слышали рассказы о невероятных жертвах, преданности и усилиях на работе. Они отказывались от грудного вскармливания раньше, чем были готовы, пропускали обеды с детьми, приходили в офис каждый день после сложных эмоциональных расставаний.
Это были те же женщины, которые отмечали, что материальная компенсация как никогда важна для поддержки их семей. Но необходимость поговорить о заслуженном продвижении по службе рассматривалась как бремя.
Работающие матери признавались, что не заинтересованы в карьерном росте, потому что не готовы принимать участие в подковерных играх, им не хватает времени на отстаивание своих интересов. Кроме того, они чувствовали, что не заслуживают повышения из-за внерабочих обязательств, которые у них появились. Они придавали большее значение смыслу работы.
Нет волшебного рецепта, который научит всех руководителей во всех компаниях адекватно обращаться с работающими матерями
«Я не ставлю целью добиться повышения. На данный момент мне важно хорошо делать свою работу. Я хочу проводить больше времени с семьей», — говорит Диана, директор по стратегии и операциям.
«Я чувствую, что не так достойна этого, как другие коллеги, которым не нужно уходить в 17:30», — считает Софья, директор по брендингу.
Руководство компаний может неверно истолковать такое поведение, решив, что женщина отказывается от карьерных амбиций в пользу материнства.
«Несмотря на то что у меня появились некоторые ограничения, я все еще хочу многого достичь и буду упорно работать... Я по-прежнему амбициозна, хотя и не торчу в офисе по 12 часов в день», — Стефания, аналитик данных.
Как компании могут сделать работающих матерей еще более эффективными сотрудниками?
У них есть много сверхспособностей, которые приносят пользу работодателям. Участницы опроса рассказали, что материнство сделало их более эффективными сотрудниками, научило лучше расставлять приоритеты. Они стали больше внимания уделять долгосрочной перспективе и меньше корпеть над мелкими задачами.
Конечно, нет никакого волшебного рецепта, который научит всех руководителей во всех компаниях адекватно обращаться с работающими матерями. Но есть некоторые управленческие принципы, которые смогут сделать «невидимое» более заметным:
- Признайте и поймите, как трудно женщинам ежедневно оставлять детей ради работы. Расспросив своих сотрудниц о семье и ежедневных обязанностях, менеджеры компаний смогут познакомиться с новыми сторонами их личности, не связанными с работой.
- Создайте среду, в которой темы совмещения материнства и профессиональных обязанностей поощряются и обсуждаются без наказания или осуждения. Что дается особенно тяжело? На какие компромиссы приходится идти? Какая помощь требуется, чтобы женщина могла получать удовольствие от работы и продолжать делать карьеру в комфортном темпе?
- Сделайте родительство более заметным, чтобы матери не боялись показать свое истинное «Я». Поощряйте всех родителей, а в первую очередь занимающих руководящие позиции, делиться тем, как семьи влияют на их работу. Создайте или подключите матерей к тем площадкам, в рамках которых родители могли бы поговорить о детях и жизни вне работы.