Новый скандал, связанный с убийством афроамериканца полицейским, напоминает очередной ремейк истории, которая уже не раз повторялась в этой стране. Применение силы при задержании темнокожего человека снова привело к трагедии. Задержанный — а точнее, пострадавший — погиб, и это событие произвело эффект спички, зажженной у порохового склада.
Мирный протест друзей и родных убитого переходит в митинг, на который собирается все больше и больше народа. Доступность информации в соцсетях и эмоциональные репосты с призывами «подогревают» толпу. Начинаются вооруженные столкновения, мародерство и вандализм. Ситуация выходит из-под контроля, власти принимают решение вводить в город войска. Протестные движения возникают и в других населенных пунктах.
Как мирный протест оплакивающих потерю близких переходит в вооруженное восстание и погромы?
«Беспорядки, которые мы сейчас наблюдаем, происходят на фоне пандемии, на фоне длительного пребывания огромного количества людей в ситуации карантина или самоизоляции, — отвечает психотерапевт Владимир Дашевский. — Время очень непростое, многие из этих людей потеряли деньги, работу. Доведены до отчаяния, да еще вынуждены долго сидеть дома. Естественно, их потребности не удовлетворены.
За несколько месяцев в обществе накопилось социальное напряжение — создался эффект пружины. И одного повода оказалось достаточно, чтобы эмоции вспыхнули как порох.
Заметим, в Америке довольно часто происходят подобные инциденты. И тем не менее эти происшествия не приводят к такой эскалации, как сейчас, когда во многих городах США один за другим возникают беспорядки. Люди объяты праведным гневом, они хотят снять напряжение. А классический способ выплеска напряжения — это агрессия».
Какие законы действуют в толпе?
«Прежде всего это тотальная дегуманизация — человек, находящийся в толпе, отчасти перестает быть человеком, каким мы его знаем, то есть человеком разумным — homo sapiens. Включаются более древние структуры, эволюционно заложенные в нас, — продолжает Владимир Дашевский. — Речь идет о так называемом «эмоциональном мозге». Палеокортекс — древние структуры в коре головного мозга, которые определяют поведение скорее животных, чем человека. Субъективно это достаточно приятное ощущение снятия контроля.
Толпа анонимна. И несмотря на то что сейчас камеры на каждом углу, мы помним, что все эти люди в масках и опознать их достаточно тяжело. Как раз анонимность дает это ощущение принадлежности к чему-то большему, к стае. И получается, что люди превращаются в некое образование — в определенном смысле без головы. Действительно, толпа — как «Всадник без головы», исключительно с эмоциями.
Толпа чаще всего руководствуется бессознательными установками и очень древними инстинктами
Это похоже на поведение рыбок: куда посмотрит один — в ту сторону мгновенно поворачивается вся стая. О чувстве ответственности здесь говорить не приходится.
Социальные психологи Гюстав Лебон, Чарльз Тарт, Серж Московичи исследовали поведение толпы и выявили определенные законы: заражение, подражание и так далее. Нужно понимать, что это поведение — бессознательное.
Толпа чаще всего руководствуется бессознательными установками и очень древними инстинктами. Долгие, сложные мысли не удерживаются. Преобладает обычно какая-то одна идея — например, бить и крушить».
Последние слова погибшего в Миннеаполисе: «Не могу дышать» — стали слоганом, который произносят и пишут краской совершенно разные люди. У протестующих довольно быстро формируется новая идентичность — у них есть общий враг и общая идея. Благодаря этой идентичности они действуют уже как единое целое.
Социальный психолог Наоми Эллемерс проводила лабораторный эксперимент, в котором участники были разделены на группы с более высоким и низким статусом. Оказалось, что при невозможности «подняться» на другой уровень люди начинают сильнее идентифицировать себя со своей группой более низкого статуса и делают все возможное, чтобы свергнуть «верхи».
Стихия или управляемый процесс?
«То, что происходят погромы, разграбления и так далее, это в некотором смысле неплохой показатель, — считает Дашевский. — Он касается управления толпы.
То, что люди начали грабить, — хорошо в том смысле, что они не стали убивать. Толпа, объятая праведным гневом, жаждет крови, убийства. И перенаправление этой энергии на грабежи означает: возможно, там есть некто, управляющий этой массой. И, вероятно, присутствуют какие-то агенты влияния — люди из государственных структур или кто-то еще. Если выбирать из двух зол, грабежи лучше убийств.
Лебон сказал, что толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю. И это действительно стихия. Вряд ли ураган обладает какой-то волей — скорее, наоборот.
Но внутри урагана могут быть «буруны», течения. И в этой массе появляются вожаки, обладающие способностью сохранять разум в толпе, могут на короткое время собрать и направить ее. С агрессивной толпой, как мне кажется, это происходит довольно часто, и, возможно, есть люди, которым выгодно совершать эти самые разграбления.
Если внимательно смотреть видео о том, что происходит в Америке, можно заметить, что действия последнего времени в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке достаточно неплохо организованы. Одни люди ломают решетки, в то время как другие выносят из магазинов телевизоры и прочие товары, — очевидно, что там есть те, кому это выгодно, кто ловит рыбку в мутной воде. То, что происходит, — действительно ужасно, но не похоже на некий тайный замысел».
Потеря человеческого облика
Сидя дома и глядя на происходящее, многие задаются вопросом: как простой, обычный человек со средним уровнем недовольства жизнью в один момент превращается в мародера, крушащего витрины и ворующего вещи?
«Это происходит очень легко, — продолжает Владимир Дашевский. — Быстро, по щелчку пальцев. Ходили вы когда-нибудь на футбол? Я ходил. И по себе могу сказать, как мгновенно слетает надстройка, называемая культурой, которая, по сути дела, очень-очень тоненькая, как тонко серое вещество головного мозга.
Этические, моральные принципы, которые мы приобрели в обществе, мгновенно теряются. Бессознательные мотивы намного сильнее. Мы значительно больше животные, чем представляем себе.
На футболе, допустим, ты болеешь за какую-то команду. И вот что происходит автоматически: даже пока стоишь с атрибутами болельщика у метро в ожидании друзей, все люди в цветах другой команды тебе кажутся какими-то уродами — некрасивыми, глупыми, тупыми и агрессивными. И уже действительно хочется выплеснуть агрессию — подраться. Я по себе это несколько раз замечал.
У меня, слава богу, есть еще критический взгляд, позволяющий это отследить и позабавиться от того, что подобное происходит. Но и я чувствую в себе зверя, который хочет крушить, ломать.
Потеря сознательного контроля может быть очень приятной
Это доказывается наукой — вспомним эксперименты Стенли Милгрэма, когда человеку, наделенному властью экспериментатора, разрешалось причинять боль другому. И образованные, неглупые люди проявляли необоснованную, но «дозволенную» жестокость.
Толпа тоже «дает разрешение» — на агрессию, на то, чтобы перестать быть человеком. Потому что, когда ты часть чего-то огромного, песчинка в песке, ты вроде как перестаешь быть Ваней, Петей, Сережей, Наташей, Леной — кем угодно. Ты становишься частью целого. Это, конечно же, очень мощный эффект.
Потеря сознательного контроля может быть очень приятной. Нечто подобное возникает не только в негативном контексте. Например, когда люди вместе молятся, делают определенные ритуальные движения в такт, танцуют, они входят в подобный гипнотический транс. Таков эффект анонимизации, ощущения себя частью большего, и легкость, эйфория, чувство силы от принадлежности к чему-то огромному».
Психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, постоянный автор Psychologies, ведущий ТНТ
Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru