«С женой мы вместе уже пятнадцать лет и занимаемся любовью примерно раз в неделю. Я бы покривил душой, сказав, что не скучаю по той сумасшедшей страсти, которой мы горели вначале. Но все равно близость каждый раз приносит нам большую радость. А кроме острых наслаждений есть еще много приятного: мы ласкаем друг друга, засыпаем рядом, ощущая тепло, погружаясь в ритм дыхания другого…»
Может быть, 38-летний Андрей — исключение? Потребность в нежности и спокойной совместной жизни обычно считают чисто женской. Неужели и мужчины хотят того же? Именно так! — утверждает сексолог и антрополог Филипп Брено, основываясь на результатах проведенного им опроса.
Из ответов мужчин складывается портрет любовника, который, безусловно, стал более требователен в сексе и имеет множество фантазий, но при этом стремится понять свою подругу и дорожит стабильностью. В мире сексуальных отношений происходят серьезные перемены.
1. Они не удовлетворены… но влюблены
Только 33% мужчин полностью удовлетворены своей сексуальной жизнью. «Недовольство вызывает прежде всего частота контактов, которую находят недостаточной 63% опрошенных, — комментирует Филипп Брено. — И тем не менее 92% говорят о том, что любят свою партнершу».
Именно это он считает доказательством того, что все изменилось. «Большинство мужчин с удовольствием занимались бы любовью каждый день, но они подстраиваются к ритму жизни своей подруги и уважают ее желания. Они готовы скорее смириться со своей неудовлетворенностью, чем поставить под угрозу отношения».
Впрочем, высказывания о недостатке секса не всегда следует понимать буквально
«Они могут быть вызваны желанием соответствовать образу „настоящего мужчины“, который создают кино, телевидение и реклама, — считает сексолог Ирина Панюкова. — Этот воображаемый герой постоянно готов к любовным приключениям. В реальной жизни так бывает редко. Но влечение считается необходимым признаком мужественности, поэтому мужчины и спешат заявить о нем».
К тому же некоторая неудовлетворенность скорее полезна для отношений: она помогает сохранить сексуальный аппетит, не давая развиться пресыщенности.
2. Они становятся другими
Так что же, пришло время сдать в архив образ Homo sapiens, управляемого сексуальными импульсами, чтобы освободить место для нового человека?
Осторожно: эволюция происходит медленно. «И неравномерно, — добавляет Ирина Панюкова. — К новым условиям кто-то приспосабливается, вырабатывая новое сексуальное поведение, а кто-то повышает интенсивность прежнего: одни мужчины учатся строить равноправные отношения с женщинами, другие увеличивают количество непродолжительных, лишенных эмоциональности связей».
Культура и воспитание во все времена поддерживали в мужчинах убеждение, что им принадлежит главенствующая роль в сексе
«В начале XX века самые авторитетные медики утверждали, что развитый сексуальный инстинкт у женщин ненормален и неестествен, — рассказывает юнгианский аналитик Лев Хегай. — Считалось, что женщина предназначена для того, чтобы рожать и воспитывать детей, а не получать удовольствие. Социальные нормы в то время были важнее индивидуальных желаний. Мужчины также искали удовольствий в кратких связях, а отношения в семье строили на чувстве долга».
Но сейчас все больше мужчин признают, что нуждаются в любви и нежности. Происходят и встречные процессы: женщины начали открыто выражать свое желание. И порой перемены в женском поведении ставят мужчин в тупик. Оказавшись в непривычной роли объекта желания, мужчины чувствуют растерянность и не знают, как себя вести.
3. Они боятся не обеспечить партнерше оргазм
32-летний Сергей живет в паре уже три года и говорит без обиняков: «Если моя подруга не испытывает наслаждения, мне кажется, что я потерпел фиаско, не дал ей то, чего она хотела». Около 40% европейских мужчин также считают оргазм своей жены условием «успешных сексуальных отношений».
Но далеко не всегда так проявляется забота о любимой. Часто за этим скрывается желание мужчины утвердиться в своей власти, убедившись, что удовольствие женщины всецело зависит от него. Когда мужчина стремится непременно довести свою партнершу до оргазма, она может воспринимать это как давление или принуждение и в конце концов станет притворяться, чтобы его не расстраивать.
«Я могу получать удовольствие от всех этапов близости, — говорит 32-летняя Марина. — Но если я не испытала оргазма, я чувствую немой упрек мужа, словно он обижен этим».
«Чрезмерная сосредоточенность на „результате“ не позволяет женщине расслабиться, — подчеркивает Ирина Панюкова. — Она напряженно переживает, все ли идет как надо, и это мешает ей достичь вершин удовольствия. Но и постоянное притворство не на пользу отношениям: мужчина думает, что делает все правильно, а у его партнерши накапливается досада».
4. Они превозносят вагину
Таким образом, мужчине и женщине еще предстоит наладить диалог, прежде чем они окажутся равноправными партнерами в вопросах сексуального блаженства. Но мужчины уже учатся выражать свои чувства, в том числе и те, которые прежде считались им не свойственными.
«Нежность и заботливость никогда не были чужды мужчинам, — уверен Лев Хегай, — но во времена Фрейда и большую часть XX века об этом нельзя было говорить, так как эти качества расценивались как женственные. А наличие их у сильного пола интерпретировалось как гомосексуальность, которая, в свою очередь, осуждалась и преследовалась. Сегодня, когда официальная гомофобия осталась в прошлом, гетеросексуальные мужчины также получили большую свободу в выражении чувств».
Это проявляется и в том, как восторженно они говорят о женских гениталиях
Отвечая на вопрос «Каким вам представляется половой орган вашей партнерши?», 88% мужчин сказали: «прекрасным» (при том, что свой собственный сочли прекрасным лишь 71% из них). 87% считают, что он «приятен на вкус».
Некоторые сравнивают его с «волшебным цветком» и называют «достойным преклонения». Другие описывают его «лимонный вкус», «упоительный запах», и большинство прямо признается, что им нравится куннилингус.
«Сегодня мужчины без стеснения проявляют свой интерес к интимным органам своей партнерши, и эта свобода — совершенно новое явление», — комментирует Филипп Брено.
Его исследование свидетельствует о глубокой эволюции нравов и сексуальных практик за последние три десятилетия — в частности, о том, что запрет на оральный секс остался в далеком прошлом.
5. Они ценят предварительные ласки
Роли мужчин и женщин в экономике и социальной жизни заметно изменились. Но эти перемены не отменяют фундаментального физиологического различия между нами. И это различие — источник притяжения, взаимного любопытства, и удивления, и смущения.
«Независимо от нашего опыта человек другого пола для нас всегда терра инкогнита, и каждый раз мы заново пытаемся освоиться в этом таинственном краю, — считает Ирина Панюкова. — Узнать и привыкнуть друг к другу, преодолеть собственное смущение или страх помогает прелюдия».
Исследование Филиппа Брено показывает, что для большинства мужчин период нежных ласк — важная часть полового акта
Это так и для 40-летнего Андрея, который не жалеет времени на продолжительные объятия и поглаживания, лаская жену повсюду, впитывая ее запахи, наслаждаясь тем, как она отвечает на его прикосновения, «перед тем как перейти к самому главному».
«Я это делаю не только ради нее, — признается он. — Мне и самому приятно, процесс становится дольше, завершение отодвигается, а возбуждение достигает высшей точки». Андрей любит эти проявления чувственности, и тут он, возможно, отличается от остальных.
Опрос показал, что, хотя среди мужчин лишь незначительная часть не видит смысла в прелюдии, многие из них (62%, а среди них 68% — старше 50 лет) считают ее «достаточно долгой». При этом 56% (66% в группе «50+») признаются, что делают это, только чтобы доставить удовольствие жене. Молодые уделяют больше внимания приготовлениям к любви.
«С точки зрения физиологии должно было бы быть наоборот, потому что именно в старшем возрасте, чтобы достичь возбуждения, требуется больше визуальных и тактильных стимулов, — отмечает Ирина Панюкова. — Так что причина разного отношения к прелюдии не в возрасте как таковом, а в принадлежности к разным поколениям: старшее ориентировано на более патриархальные представления и отвергает „лишние нежности“».
Что касается молодых мужчин, то нельзя забывать о том, что жители мегаполиса живут в постоянном стрессе, который сопровождается затратами энергии. А неспешные, нежные взаимные ласки в течение 15–20 минут позволяют эту энергию восстановить. Увеличение прелюдии — это интуитивно найденный выход для поддержания здоровой сексуальности.
6. Они чувствуют себя гостями, а не завоевателями
Заботясь об удовольствии женщины, мужчины, однако, не теряют из виду свою основную цель: проникновение. Именно к этому стремится большинство из них. Но и здесь ответы удивили исследователей: при описании ощущений в этот момент очень немногие пользуются лексикой, связанной с завоеванием и владычеством.
Чаще говорят о «нежном обволакивании», об ощущении «тепла, влажности, ласки», о «безграничной, всеохватывающей», почти материнской любви. Многие не «берут» свою женщину, а чувствуют, что это она их «принимает», ощущают себя «гостями» и даже пользуются метафорами любовного единения, слияния и полноты.
Конечно, до сих пор существуют и закоренелые «мачо», но сегодня, как представляется, зарождается новый тип мужчины
Он принимает свою женственную часть и признает, что нуждается в нежности и любви так же, как и большинство женщин.
«Потребность соответствовать придуманным стандартам и доказывать свою мужественность маскирует мужскую неуверенность в себе, — считает Лев Хегай. — В какой-то степени она свойственна практически всем: каждый мужчина проецирует на женщин образ матери, у каждого в душе живет маленький мальчик, который и боится порицания, и жаждет женского одобрения и похвалы.
Это подталкивает мужчин в стремлении научиться дарить наслаждение и, становясь все более изощренными в технике секса, в то же время видеть в женщине не только сексуальный объект, но и личность. Чувственность становится одним из аспектов разносторонних отношений».