«С тех пор как ваш сын подружился с новым одноклассником, он научился ругаться, погрузился в сетевые игры и весь свой день подстраивает под режим приятеля. Неужели ему так не хватает индивидуальности, что он готов жертвовать своим временем и интересами — лишь бы угодить другому? Но влияниям подвержены все, даже взрослые! Ругая за это сына или дочь, мы лишь приклеиваем ярлык, от которого им будет трудно избавиться. Не стоит забывать, что все мы учимся с помощью подражания. Когда ребенок воспроизводит поведение отца или матери, родители вряд ли упрекнут его в том, что он поддается их влиянию. Совсем наоборот: мы радуемся, когда совпадают наши с ним, например, музыкальные предпочтения.
Об этом
«Ваш непонятный ребенок», «Гвардия тревоги» Екатерина МурашоваВ этих книгах опытного российского психолога Екатерины Мурашовой описан сложный механизм взаимоотношений детей разного возраста. В равной мере ценное чтение и для родителей, и для подростков (Самокат, 2011, 2008).
И в раннем детстве, и в подростковом возрасте ребенок может то следовать за кем-то, то лидировать в компании. Потому что он создает свою идентичность, познает себя, сталкиваясь с различными влияниями, как в семье, так и вне ее. Если вы замечаете, что он слишком легко поддается влиянию сверстников, абсолютно несамостоятелен в своем выборе, ему может понадобиться ваша помощь. Одеваясь как кто-то или подражая чужим манерам, ваш ребенок чувствует себя причастным к группе, ощущает свою связь с другими. Тот, кто хотя бы однажды был отвергнут, унижен дома или в школе, чаще испытывает эту потребность — продемонстрировать, что он не отличается от других. И еще важный момент: ребенка считают внушаемым и слабовольным, если он не может сказать «нет». А мы научили его этому? Когда мы ругаем его «невоспитанного» приятеля, то снимаем с себя ответственность. Но может быть, лучше помочь своему ребенку утвердить себя? Наша обычная жизнь предоставляет много возможностей для того, чтобы научить его делать выбор, задавать самому себе вопросы, не подчиняться бездумно (в том числе и вам), настаивать на своем. Пусть вам порой и не очень-то приятно слышать от него слово «нет»…»
ИЗАБЕЛЬ ФИЙОЗА (Isabelle Filliozat), транзактный аналитик, руководитель Образовательного центра «Школа интерперсонального и эмоционального интеллекта» в Венели (Франция).
Как поступают другие родители? Обсудите это c ними на форуме