Москвич избил жену при детях, а наказали саму потерпевшую: как не попасть в такую ситуацию
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что произошло

Как сообщают правозащитники проекта «Консорциум женских неправительственных организаций», жительница Москвы Александра в течение нескольких лет становилась жертвой избиений со стороны своего мужа Андрея. Мужчина, по словам пострадавшей, старше ее на 15 лет и в прошлом работал в МВД: домашнее насилие по отношению к супруге он стал проявлять вскоре после свадьбы.

Первое время Александра пыталась терпеть такое отношение к себе, уверенная, что прощение насильника поможет сохранить семью. «Никогда в жизни до этого никто не поднимал на меня руку. Я все-таки каждый раз верила, что человек исправится. Позже я узнала, что он служил в горячих точках», — приводит ее слова «Консорциум».

В какой-то момент Александра решила попросить помощи у полиции: общаясь с правоохранителями, Андрей признался, что действительно бьет свою жену, но объяснил свое поведение тем, что супруга его «провоцирует».

Мужчина неоднократно получал предупреждения и штрафы, однако продолжал избивать жену — даже после развода

Один из последних эпизодов насилия произошел в январе 2024 года, когда Андрей пришел в дом к Александре и начал требовать «одеть и отдать ему дочь». В ходе перепалки он начал бить и душить женщину на глазах у ребенка, а затем вызвал полицию — сотрудники органов, приехав на место, забрали в участок всю семью, а затем отправили в комиссию по делам несовершеннолетних протокол о нарушении матерью родительских обязанностей. Несмотря на усилия адвоката, женщина все же получила предупреждение от членов комиссии, что, по словам юристов, является административным наказанием.

Сейчас Александра пытается добиться защиты от бывшего мужа, который продолжает ее терроризировать. «Бывает, что он по шесть часов стоит у подъезда или двери, караулит, когда я приду. Или сначала прячется, я иду мусор выкидывать, а он появляется, просит поговорить. Один раз он напал на меня в подъезде, хорошо, что сосед выбежал и помог. Я до сих пор не могу поверить, что все это происходит со мной», — поделилась женщина. В отношении мужчины тем временем продолжают выписывать штрафы и предупреждения.

«Жертва часто не понимает, что быть битой, униженной — это не норма в отношениях»

Ольга Рыбакова, гештальт-терапевт, психолог, платформа «Поговорим.online»

Каким бывает домашнее насилие

«Бьет — значит, любит». Сколько поколений мужчин и женщин выросли на этой идее и так ли она правдива, как кажется?

Сначала молчаливое недовольство, мол: «Догадайся сама/сам». Затем — обесценивание внешнего вида, фигуры, способностей. «Недостаточно красива для меня», «разжирела», «спортом не занимаешься», «не следишь за собой». И подруги не те, запрет на встречи с друзьями, родственниками. «Ты мне нужна вся и постоянно, не хочу ни с кем делить. Сиди дома, не работай. Деньги тебе не нужны, ты не умеешь их тратить, да и зачем тебе наряды, косметика, и так сойдет. Ты никто, и ты ни что не способна, ты сама по себе ничего не можешь. Никому не нужна такая, кроме меня».

Так эмоциональное насилие может перейти в финансовое и дальше прийти к физическому.

Как выглядит портрет домашнего абьюзера

Агрессор скрупулезно создает жертву под себя — для удовлетворения своих эмоциональных, физических, сексуальных и других потребностей. В его понимании мира партнер всецело принадлежит ему — как часть его самого, как собственная рука, нога или что-то еще. Это значит, что и распоряжаться собственностью он может так, как посчитает нужным.

Агрессор не видит в жертве отдельного человека, личность со своими чувствами, желаниями, идеями — у нее на это нет права, как и нет права уйти, ведь с чего это собственная рука решила покинуть хозяина? В таком случае нужно преследовать и наказать «предательницу»! Именно поэтому агрессоры стараются вернуть свою жертву, часто показав версию лучших отношений, как будто они изменились и дальше все будет хорошо.

Они могут даже поклясться в этом, но увы, сценарий эмоциональных горок повторяется вновь

Радостный период сменяется болью, побоями. И тут бы жертве разочароваться, что абьюзер не изменится, а не получается. Жертва часто не понимает, что быть битой, униженной — это не норма в отношениях. Хорошо знакомая логика: «Бьет — значит, любит».

Почему жертвы домашнего насилия не уходят от насильников

Жертва иллюзорно думает, что она способна своим поведением изменить насильника. Нужно только «научиться себя правильно с ним вести», и тогда он не будет пить и бить, станет хорошим. А она станет могучей и любимой. Эта фантазия родом из детства, она знакома многим девочкам: им часто внушают, что настроение мамы и папы зависит от прилежного и удобного поведения. И став взрослой, она по-прежнему пытается заслужить любовь.

Бывает, что в эти отношения вмешивается спасатель, пытаясь увести жертву, призвать к порядку агрессора. Помощь и правда нужна обоим. Однако вырваться из порочного круга получится только в том случае, если жертва возьмет на себя ответственность за свою жизнь, здоровье, финансовую безопасность. И самое важное — станет удобной для себя, а не для других, будет знать, кто она, что может и чего не может, что хочет на самом деле, а не навязанное кем-то. Собственное удобство выращивается в психотерапии. И я желаю каждой жертве найти своего психолога, который поможет осознать себя, поддержит в выходе из разрушающих отношений и будет рядом по пути в собственную жизнь.

Ольга Рыбакова

Гештальт-терапевт, психолог, платформа «Поговорим.online»