Монастыринг: как зумеры полюбили церкви и почему религия стала их новым хобби
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Переизобрести религию

СМИ все чаще говорят о росте популярности религии у зумеров — некоторые из них даже обратили внимание на новый тренд, который молодое поколение называет «монастырингом». В него входит посещение церквей и храмов, чтение молитв, общение с другими верующими. Некоторые идут еще дальше — и даже пробуют жить в монастырях, помогая местным общинам и послушникам и занимаясь работой по хозяйству. Все это порой сопровождается «эстетикой православия» — видео и фотографиями с религиозным контентом, который зумеры постят в своих блогах.

Что говорит статистика

Можно ли считать поколение зумеров религиозным — вопрос спорный. Исследования показывают, что молодые люди по всему миру относятся к религии более нейтрально, чем их родители, бабушки и дедушки. ВЦИОМ подтверждает эти данные: согласно опросу за 2024 год, зумеры — самое «неверующее» поколение России.

Таким образом, «эстетика православия» или «монастыринг», какими бы вирусными они ни были в соцсетях, нельзя назвать доказательством популярности религии у поколения Z — скорее, та часть зумеров, кто искренне считает себя верующими, умеет более «интенсивно» раскрывать свою личность и интересы через соцсети, делая их виральными и популярными в интернете.

Мнение психолога

Олег Ли, психоаналитик, группой терапевт, клинический психолог

В нашем обществе блаженные чаще причисляются к пациентам психоневрологических диспансеров, чем к лику святых. Хорошо, что есть место, где на таких людей могут смотреть иначе.

Монастыринг: как зумеры полюбили церкви и почему религия стала их новым хобби
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как ситуация в мире толкает к религии

Сегодня особенно сложно строить планы. Экзистенциальные психологи призывают жить в настоящем, но замечают, что это настоящее никогда не удается поймать. Мы всегда либо что-то помним как уже прошлое, или что-то предугадываем как грядущее будущее. Настоящее заключено в миг между прошлым и будущем, который «и называется жизнь». Без представления о будущем невозможно настоящее, невозможна жизнь.

В тишине монастыря, среди книг и молитв неизбежно вспоминается такое будущее, которое есть у каждого, но в суете оказывается позабыто. Не будущее по ту сторону жизни, но будущее, в котором можно многое успеть без необходимости отчитаться по каждому пункту публичного благополучия. В монастыре время идет иначе и иначе формируются ответы на тревожные вопросы души.

Заменит ли монастыринг психотерапию

Когда-то с душевными проблемами люди шли к священнику. Наши родители собирались на советских кухнях. Сегодня проблемы принято решать с психологом. Встречаться со специалистом модно и почти необходимо. Вряд ли это говорит о том, что психология наконец нашла универсальное решение. Скорее, общество располагает к решению проблемы с помощью эксперта.

Монастыринг — едва заметное явление, которое сложно назвать трендом. У психологов работы от этого не уменьшится. Но если какой-то части людей переключение в другую реальность принесет облегчение и покой, лично я буду только рад.

Олег Ли

Психоаналитик, групповой терапевт, клинический психолог, платформа zigmund.online