Одним из первых этот тезис выдвинул американский ученый и бизнес-консультант Джим Коллинз (Jim Collins) в своей книге «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет» (Манн, Иванов и Фербер, 2010). Основываясь на результатах своего щестилетнего исследования, он утверждал, что самые ценные качества для руководителя — это скромность и большая целеустремленность.
Позже Дусиа Вера (Dusya Vera) из Университета Онтарио и независимый исследователь из Техаса Антонио Родригес-Лопес (Antonio Rodriguez-Lopez) на основе обширного обзора литературы и интервью с многими менеджерами выделили 13 характерных черт «скромного» лидера:
- Открыт для новых способов принятия решений
- Хочет учиться у других
- Признает пределы своих возможностей и свои ошибки и хочет их исправлять
- Прагматично подходит к неудачам
- Спрашивает совета
- Помогает другим развиваться
- Искренне желает служить делу
- Уважает других
- Разделяет похвалы и награды с коллегами
- Спокойно относится к успеху
- Не нарциссичен и не приемлет лесть
- Не страдает самодовольством
- Экономен
Сильные стороны «скромных» лидеров
Вера и Родригес-Лопес утверждают, что скромные лидеры дают компании конкурентное преимущество, поскольку умеют видеть открывающиеся возможности, распознавать внешние угрозы и отвечать на них. Компании под управлением «скромных» руководителей обычно стимулируют сотрудников к обучению, предоставляют более качественные услуги для клиентов и эффективно приспосабливаются к переменам.
Роб Нильсен (Rob Nielsen) и его коллеги из Университета Сиэтла полагают, что скромный стиль руководства способствует солидарности подчиненных с лидером, большему доверию к лидеру, повышенной мотивации сотрудников и большей готовности к самопожертвованию. По мнению Коллинза, еще одна из причин успеха «скромных» лидеров в долгосрочной перспективе заключается в том, что они придают большое значение подготовке своего преемника, чтобы гарантировать успех компании в будущем. Кроме того, с ними компании обычно не грозят публичные скандалы, связанные с мошенничеством и тому подобные.
Примеры? Авторы книги «Добродетели лидерства: вызовы для глобальных менеджеров» (1) Арменио Рего (Аrmenio Rego) и Мигель Пина е Чуна (Miguel Pina e Cunha) рассказывают историю Энн Малкахи (Anne Mulcahy), которая много лет работала в компании Xerox, даже не помышляя о том, чтобы занять в ней лидерскую позицию. Тем не менее она была назначена исполнительным директором в момент, когда компания оказалась чуть ли не банкротом, вывела ее из тяжелого кризиса и успешно управляла многомиллиардным бизнесом в течение 8 лет. Зная, что ей не хватает квалификации в некоторых финансовых вопросах, она не стеснялась учиться у своих сотрудников. Энн всегда сторонилась публичности, редко давала интервью, ее не волновала слава. И она позаботилась о том, чтобы подготовить себе достойную преемницу — Урсулу Бернс (2).
И это лишь один пример. Сэм Уолтон (Wal-Mart), Херб Келлехер (Southwest Airlines), Ингвар Кампрад (ИKEA), Мэри Кей Эш (Mary Kay Inc.) — вот лишь некоторые громкие имена из списка «скромных» лидеров, приведенных в книге.
1. «The Virtues of Leadership: Contemporary Challenges for Global Managers» (Oxford University Press, 2012)
2. Энн Малкахи ушла с поста генерального исполнительного директора в 2009 году, оставшись на посту председателя совета директоров