«У отца начинает болеть сердце, когда он находит какие-то якобы секретные сведения»
Валентин, 26 лет:
Мой отец — человек в возрасте. Лет 10 назад он стал увлекаться конспирологическими теориями. В целом мне не было до этого дела: мы давно живем раздельно, я не очень в курсе всей его жизни, а он не в курсе моей. Я иногда приезжал к нему в гости, слушал про какой-то заговор масонов, потом уезжал. Старики ведь часто чудят. Но последнее время теории заговора — это основное занятие в жизни отца.
Когда началась пандемия, он не только жестко саботировал очевидное распространение вируса, но и много времени тратил на то, чтобы убедить всех в его отсутствии. «Это заговор США». «Вирус создан для того, чтобы сократить популяцию людей». Всю эту информацию он находит в интернете на каких-то странных сайтах, где сидят такие же странные пенсионеры, которые делятся друг с другом своими находками.
Я очень переживал за отца. Во-первых, он был в группе риска, поэтому нежелание делать прививку и пренебрежение своей жизнью могло плохо для него закончиться. Во-вторых, он постоянно слал мне какие-то статьи, которые доказывали его правоту. Счастье в том, что отец мало выходит из дома — ему просто некогда, так как он гуглит новости по теме заговоров. Из-за этого он так и не заболел.
Теперь ситуация стала еще хуже
Отец верит в то, что специальная операция в Украине — это заговор масонов, которые хотят развалить Россию. В целом мне все равно на политические события, я просто хочу, чтобы мой отец успокоился и отвлекся от новостей. Например, занялся своим здоровьем. К сожалению, так как он пенсионер, у него много свободного времени. Все мои попытки наладить диалог превращаются в скандал, что я «тупой» и не понимаю, как все в мире устроено.
Отец много нервничает, у него начинает болеть сердце, когда он находит какие-то якобы секретные сведения, которые от нас всех скрывают. Он совершенно не двигается, не ходит гулять, много курит и совсем не ведет социальную жизнь. Я не знаю, как наладить с ним диалог и перестать быть в его глазах врагом.
Все сложно еще и потому, что у папы есть свой канал в телеграме, где он постит статьи про то, как все есть на самом деле. Я боюсь, что это плохо закончится, ведь теперь его могут посадить за фейковую информацию. Не представляю, что мне делать.
«Иногда близким следует признать реальность, в которой живет пожилой человек»
Виктория Луконина, педагог-психолог:
Известно, что у пожилых людей наряду с физиологическими изменениями происходит и ряд психологических:
снижение самооценки,
проявление неуверенности в себе и завтрашнем дне,
недовольство собой,
боязнь одиночества, беспомощности, обнищания, смерти,
повышенная раздражительность и пессимизм,
снижение интереса ко всему новому.
Эти изменения связаны не только с физиологией человека, но и с изменением социального статуса и положения в обществе.
Также у людей пожилого возраста вследствие болезней, повреждений и дисфункции головного мозга, а также в качестве реакции на стресс и нарушения адаптации нередко развиваются психические расстройства. В таких случаях близкие могут наблюдать у родственника нарушение сна, стойкое снижение настроения, повышенную тревожность, агрессивность, излишнюю подозрительность и появление бредовых идей. Поэтому первым делом родственникам необходимо показать пожилого человека психиатру.
Но здесь его близкие могут столкнуться со стойким нежеланием пенсионера добровольно посетить врача. Конечно, стоит попытаться уговорить его посвятить некоторое время заботе о своем здоровье. Разговаривать при этом с пожилым человеком необходимо спокойно, доброжелательно, уверенно и просто — без употребления новых, сложных слов и выражений.
Если желание родственников помочь встречает непреодолимое сопротивление, то остается только проявлять внимание, оказывать посильную помощь и поддержку пенсионеру.
Посещение врача — акт доброй воли, а не результат принуждения
При таком варианте развития событий близким следует признать реальность, в которой живет пожилой человек, научиться признавать, уважать его мнение и взгляд на окружающий мир. Это поможет предотвратить возникновение споров и противоречий в отношениях, которые лишь усугубляют ситуацию и вызывают негативные эмоциональные и физические реакции — как у пожилого человека, так и у его близких.
Если же правоохранительные органы обратят внимание на действия человека пожилого возраста и посчитают их противоправными, должна будет состояться судебно-психиатрическая экспертиза. В соответствии с ее результатами может быть признана его недееспособность, и тогда будет рассматриваться возможность оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке.
Текст: Анна Векшина
Педагог-психолог МБОУ Гимназия 9 г. Химки, официальный представитель Международной профессиональной ассоциации психологов в г. Химки.