Большинство родителей хотят, чтобы их дети вежливо относились к другим, и переживают, если этого не происходит. Три наиболее типичные причины для беспокойства:
«Иногда мой сын обзывает других детей и толкает их, чтобы получить то, что он хочет».
«Моя дочь подстрекает своих друзей не дружить с одной девочкой. Они даже пытались придумывать истории, чтобы устроить ей неприятности».
«В школе мои дети — ангелы, дома — без конца дерутся и ругаются».
Вот несколько способов, которые могут помочь родителям остановить своих детей от издевательств над другими.
1. Поддерживайте с детьми крепкие, дружеские и взаимоуважительные отношения
Нет ничего важнее в вашей жизни, чем ваши дети. Проводите время вместе. Подарите им свое время. Это единственный подарок, который в конечном итоге будет иметь значение. Покажите, что вы положительный и сильный лидер. Ясно дайте понять, что вы отвечаете за происходящее, но по возможности привлекайте детей к принятию решений. Признайте их право на любые чувства, даже если им придется научиться справляться со своим поведением. Приложите все усилия, чтобы смоделировать поведение, которого вы хотите добиться от них, и признавайте свои ошибки, если совершаете их.
Если не знаете, что делать, или чувствуете, что зашли в тупик, обратитесь за помощью к специалистам по воспитанию детей. Классикой для родителей являются две очень полезные книги, написанные Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», а также «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно».
2. Установите четкие правила
Объясните детям, что вы не приемлете буллинга ни дома, ни в школе, ни где бы то ни было. Вы хотите знать о таком поведении и найти способы остановить его. Даже если кто-то другой позволяет своим детям так себя вести, вы не согласны с тем, чтобы так поступали ваши дети. Даже если кто-то из взрослых, играющих в жизни ребенка важную роль, ведет себя подобным образом, вы не хотите, чтобы ваш ребенок подражал этому примеру. Когда дети находятся далеко от вас и не могут сразу сообщить вам о проблеме, то лучше убедиться, что те взрослые, которые будут в это время присматривать за ними, придерживаются тех же стандартов, что и вы.
3. Будьте реалистом
Задиристое поведение ребенка или подростка крайне редко говорит о том, что характер у этого юного человека навсегда испорчен. Не стоит забывать, что хватать то, что хочется, набрасываться на других, быть злым, чтобы казаться забавным, и мстить за мнимые обиды — вполне обычное поведение, и дети постоянно его демонстрируют.
Выход из положения — помочь молодым людям развить необходимые социальные навыки, эмпатию и контроль над собственными порывами и побуждениями. До того момента, как они смогут управлять собой, юноши и девушки нуждаются в присмотре взрослых.
4. Давайте больше внимания
Лучше предотвратить буллинг раньше, чем позже. Если хотите позволить детям самим справиться, все равно отслеживайте ситуацию и включайтесь, чтобы посодействовать их успеху. Гораздо эффективнее напоминать о правилах и давать в нужный момент совет, нежели позволить детям барахтаться в одиночку.
5. Постарайтесь выяснить, почему так случилось
Мы выясняем причины не для того, чтобы обвинять или оправдывать, а для того, чтобы найти оптимальный выход из ситуации. Может быть, ребенок еще очень маленький и не всему научился? Может быть, забыл правила? Или они ему непонятны? Потерял самообладание? Или не хватает навыков решения проблем? Нужно научиться останавливать себя? Или принимать мнение другого человека? Ребенок кого-то копирует?
6. Четко определите последствия
Их следует формулировать как логические результаты поведения, а не как наказание.
Какие могут быть последствия:
извиниться;
возместить ущерб, сделав что-либо для того, кто стал объектом буллинга;
написать письмо или нарисовать рисунок, чтобы выразить свое понимание того, почему это поведение является проблемой;
обыграть в ролевой игре произошедшую ситуацию и потренироваться, как вести себя по-другому в будущем;
остановить игру и присесть на пару минут, чтобы все обдумать;
зайти в дом, чтобы побыть со взрослым, подальше от других детей;
лишиться на определенный период времени некоторых привилегий, например просмотра фильмов, мультфильмов, игры на компьютере.
Сделайте над собой максимальные усилия, чтобы не злиться в тот момент, когда выбираете для ребенка последствия его действий. Будьте внимательны. Не грозите без конца последствиями, которые ребенок будет воспринимать как негативные. Лучше один раз предупредите или напомните, а затем уже принимайте меры. Дети должны видеть и понимать, что вы честны с ними и справедливо оцениваете их поведение и наказание за него. Если в ситуации виноваты оба ребенка, то и последствия должны быть у обоих.
Иногда травля развивается в результате взаимоотношений между двумя детьми. Они могли привыкнуть досаждать друг другу, из-за чего и возникли проблемы. Если детям помочь, то они могут научиться распознавать негативные модели поведения, замечать, когда те начинают проявляться, и находить способы изменить собственное поведение.
7. Приготовьтесь к тому, что дети будут сопротивляться
Дети могут отрицать случившееся, даже если вы видели все своими глазами. Это происходит не потому, что они намеренно лгут, а потому, что не хотят чувствовать себя плохими. И кроме того, избирательная память отсеивает все лишнее. Дети могут сказать: «Мне все равно!» На самом деле им не безразлично, просто они не хотят чувствовать себя плохо. Они могут сказать: «Я тебя ненавижу!» Но это не потому, что они вас не любят, а потому, что им не нравится, когда вы указываете им, что делать. Они могут обвинить другого человека не потому, что действительно верят в это, а потому, что не хотят винить себя.
Детям нужно, чтобы вы установили за них границы, потому что они еще не научились устанавливать их самостоятельно. Столкнувшись с противодействием со стороны ребенка, родителям следует признать его чувства и еще раз озвучить то, какие действия и поступки они ожидают от ребенка. Иногда детям нужно немного времени, чтобы прийти в себя. Только потом они готовы слушать.
8. Помогите детям развить навык безопасного общения и другие социально-эмоциональные навыки
Предоставьте детям возможность отработать на практике некоторые навыки личной безопасности, о которых рассказывается в этой книге, чтобы самим не стать обидчиком. Так, можно попросить ребенка потренироваться выбрасывать обидные слова в «мусорную корзину», а не обзываться в ответ. Пусть ребенок попробует уходить и обращаться за помощью, а не ввязываться в драку. По мере того как дети будут подрастать и смогут лучше понимать ситуации, можно рассказать им о различных формах издевательств и о том, почему это неправильно. Детям помладше нужно научиться просить то, чего они хотят, а не просто вырывать это из рук.
Всем людям в любом возрасте нужно учиться договариваться и находить решения, выгодные для всех. Неудачи и разочарования — тоже часть нашей жизни, и научиться справляться с ними без разрушительных последствий означает уметь вовремя успокоиться и сначала хорошенько все обдумать, научиться ждать своей очереди и находить себе другое занятие, если не получается получить то, что хочется, здесь и сейчас. Умение понимать другие точки зрения — важный жизненный навык. В большинстве случаев молодежь может научиться сопереживать другим людям, слушая истории, узнавая о разных эмоциях и проявляя сочувствие к окружающим.
Книга — уникальный материал: это и теория, и практика, собранная педагогами, психологами и специалистами по самообороне; это знания, которыми должен обладать любой человек, так или иначе имеющий дело с детьми и детскими коллективами. Задача книги — научить людей общаться так, чтобы отношения развивались в лучшую сторону или как минимум не становились хуже.