«Мой мозг не всегда понимает, что делать с тем, что он слышит»: как психолог живет с аудиальной дислексией | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое аудиальная дислексия

Аудиальная дислексия, или, если по-научному, центральное аудиальное расстройство обработки, — это состояние, при котором человек слышит звуки, но его мозгу не всегда удается их правильно обработать. То есть слух у меня нормальный, но если кто-то говорит быстро, невнятно или в шумной обстановке, мой мозг просто теряет информацию: одни слова запоминаются, другие исчезают, а некоторые и вовсе превращаются в белый шум.

С точки зрения нейробиологии аудиальная дислексия может быть связана с задержкой передачи сигналов между разными участками мозга, сложностями в обработке звуковой информации или особенностями работы полушарий. Проще говоря, мой мозг не всегда понимает, что делать с тем, что он слышит.

Я осознала, что у меня аудиальная дислексия, когда начала получать второе высшее образование — лекции для меня стали пыткой

Я сидела в аудитории и пыталась сосредоточиться, но мысли все время ускользали. В голове тут же всплывали тысячи дел, появлялось непреодолимое желание срочно встать, что-то записать, что-то потрогать, а иногда просто сбежать. Не потому что скучно, а потому что слушать мне было физически тяжело.

Я ловила себя на том, что услышала начало фразы, но к концу она уже рассыпалась на отдельные звуки. Если бы у меня были субтитры в реальном времени — это бы спасло ситуацию, но в жизни такой роскоши, увы, не предусмотрено.

Что помогает при аудиальной дислексии

Осознав проблему, я начала искать способы адаптации. Пробовала много всего, но вот что действительно помогло:

  • Медитация и сканирование тела — я заметила, что тревожность усиливает мои симптомы, поэтому начала уделять время практике осознанности. Сажусь, дышу, прислушиваюсь к ощущениям в теле и мягко прорабатываю зажимы. Это помогает не только снизить уровень стресса, но и немного улучшить концентрацию.

  • Монотонные действия руками в какой-то момент я купила машинку для удаления катышков (да, ту самую!) и начала использовать ее во время лекций. Это работало магически! Когда руки заняты монотонным действием, мозгу становится легче сосредоточиться на слуховой информации. Если лекция была особенно сложной, в ход шли моточные игрушки для моторики.

  • Технологии — я попробовала PEMF, импульсное электромагнитное поле, которое помогает мозгу лучше работать. Это что-то вроде физиотерапии для нервной системы. В сочетании с когнитивными упражнениями эффект был ощутимым: мне стало легче удерживать аудиоинформацию в памяти.

  • Открытость с людьми — я поняла, что самый простой способ облегчить себе жизнь — просто говорить об этом. Если на встречах я теряю нить разговора, я не делаю вид, что все понимаю, а спокойно прошу повторить. Чаще всего люди объясняют даже лучше, чем в первый раз. А иногда сами осознают, что в их речи была неразбериха.

Наш мозг обладает невероятной способностью к адаптации. Когда мы занимаемся монотонными действиями или используем тактильные инструменты, активируется сенсомоторная система — это помогает фильтровать отвлекающие факторы и улучшает концентрацию на звуках. Кроме того, снижение тревожности через медитацию и технологии делает восприятие более четким.

Аудиальная дислексия — это вызов, но с ним можно жить и даже чувствовать себя комфортно. Главное — не игнорировать проблему, а искать методы, которые работают именно для вас. Как говорила поэтесса и публицист Адриенна Рич: «Я поняла, что сила пришла из тех самых ран, которые причинили мне боль». Иногда именно наши особенности помогают нам найти неожиданные решения и сделать жизнь более осознанной и гармоничной.

Ксения Трефилова

Психолог, бизнес-тренер, основательница приложения PeopleWhoThink для ментального здоровья через осмысление эмоций

Личный сайт