Могут ли отличники быть счастливыми: масштабный спор в соцсетях — а что думаете вы?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В своем аккаунте на платформе X/Twitter пользователь под ником Aleks_Hit опубликовал пост, в котором задался вопросом: счастливы ли люди, которые учились в школе на одни пятерки? Публикация породила массовое обсуждение, в котором люди высказали самые разные точки зрения и поделились полярным опытом.

Могут ли отличники быть счастливыми: масштабный спор в соцсетях — а что думаете вы?
Фото

Соцсети

«Жаль потраченного времени»

Среди интернет-пользователей нашлось немало людей, которые признались, что успешная учеба в школе не только не проложила им дорогу к счастливому будущему, но и нанесла психологические травмы.

1/3

А некоторые вспомнили своих знакомых отличников, которые так и не смогли реализоваться в жизни.

Могут ли отличники быть счастливыми: масштабный спор в соцсетях — а что думаете вы?
Фото

Соцсети

«Счастлива настолько, насколько это возможно»

Не меньшее количество пользователей поделились противоположным опытом — они отметили, что далеко не всегда отличная учеба воспринимается как тягость и наносит урон психике.

1/4
Фото:

Соцсети

«Нет никакой корреляции»

Некоторые пользователи поделились мнением о том, что вовсе не видят связи между оценками, который человек получал в школе, и уровнем его удовлетворенности жизнью.

Могут ли отличники быть счастливыми: масштабный спор в соцсетях — а что думаете вы?
Фото

Соцсети

Мнение психолога

Елена Осадченко

Экзистенциальный психолог, КПТ-терапевт, ведущая групп поддержки

Личный сайт

Сейчас широко распространено мнение о том, что отличники вырастают более несчастными людьми по сравнению с остальными детьми. Однако стоит провести грань между отличниками, которые не испытывают напряжения из-за оценок (это могут быть просто от природы способные дети, которым легко дается учеба и/или они испытывают азарт от соревновательности), и отличниками, для которых оценки — способ получить одобрение, почувствовать себя лучше, привлечь внимание.

Во втором случае действительно можно говорить о чувстве неудовлетворенности, тревожности, которая сопровождает таких людей. У них может возникать постоянный страх снизить «планку», и их могут посещать сильные переживания из-за неудач. Также им часто свойственны перфекционизм, зависимость от мнения и оценок окружающих, страх не оправдать ожидания.

Когда пора бить тревогу

Для ребенка, чрезмерно переживающего за оценки, быть отличником — скорее функция, а результат — отношение к себе, которое он таким образом получает (будь то родители, сверстники или остальные значимые люди). Поэтому тревожным симптомом является не сам факт, что ребенок учится на пятерки, а его общее состояние и напряжение по поводу успеваемости. Обратить внимание стоит и на другие симптомы: неустойчивая самооценка, переживания по поводу мнения окружающих, эксперименты с внешним обликом.

Из-за чего появляется синдром отличника

Факторов, которые способствуют выработке перфекционизма, множество. В их числе:

  • пример родителей (постоянная демонстрация достижений),

  • сравнивание ребенка с другими детьми в школе и дома,

  • слишком жесткие родительские требования,

  • уничижительные комментарии насчет умственных способностей ребенка,

  • сложная программа в школе, которой тяжело соответствовать,

  • отсутствие эмоциональной поддержки и внимания от близких,

  • социальная изоляция (например, переход в другую школу в связи с переездом),

  • желание заслужить авторитет среди сверстников,

  • проблемы в семье, которые переживаются ощущением потери контроля и влияния на ситуацию (например, развод родителей, зависимое поведение родителя).

Есть школы, где конкуренция культивируется (гимназии, в которых «принято» выигрывать олимпиады и поступать в топовые вузы), отсюда нарастает и становится хроническим стресс у тех учеников, которые боятся «не дотянуть». В каждом случае стоит исследовать индивидуальную картину. Иногда на первый взгляд невинное желание ребенка получать пятерки уже является следствием внутренней тревоги и напряжения.

Последствия перфекционизма у детей

Стресс будет тем выше, чем сильнее ощущение своего субъективного несоответствия и чем больше ситуаций, связанных с оцениванием. Если стресс переходит в хронический, он может привести к развитию обсессий (например, перед походом в школу совершается ритуал), депрессии, апатии, потери интереса к учебе (как защитный механизм истощенной нервной системы), нарушениям сна, другим расстройствам (например, к расстройству пищевого поведения).

Как помочь ребенку не переживать из-за оценок

Важно помнить, что родители и учителя могут и должны поддерживать баланс между стремлением к знаниям и сохранением эмоционального благополучия ребенка.

  • Прежде всего надо почаще разговаривать с ребенком и проводить с ним качественное время, выражая неподдельный интерес к нему как к человеку и разносторонней личности.

  • Нужно искренне объяснять, что происходит в семье (даже если не хочется — ребенку важно чувствовать, что его замечают, уважают и учитывают).

  • Необходимо поддерживать его, хвалить за успехи и помогать переживать неудачи, давать разнообразную обратную связь, не фокусируясь исключительно на оценках.

  • Важно создавать безопасное пространство для формирования различных навыков у ребенка, поддерживать его интересы в других областях, связанных с раскрытием творческих способностей.

Опрос

А как считаете вы: отличники могут быть счастливыми?

  • Да
    %
  • Нет
    %
  • Хочу посмотреть результаты
    %