Причин, по которым мы можем испытывать тревогу и подавленное настроение, несколько. Проявляются они по-разному, и различить эти причины бывает довольно трудно. Для этого нужно обладать достаточной информацией, доступ к которой есть далеко не у всех. Ликбез по депрессивным итревожным расстройствам решили провести журналисты Дарья Варламова и Антон Зайниев1.
ДЕПРЕССИЯ
Вы все время подавлены. Это чувство возникает как бы на пустом месте, независимо от того, дождь за окном или солнце, понедельник сегодня или воскресение, рядовой день или ваш день рождения. Иногда толчком может послужить сильный стресс или травмирующее событие, но реакция может быть отложенной.
Это продолжается долго. По-настоящему долго. В клинической депрессии человек может пребывать и полгода, и год. Один-два дня плохого настроения — еще не повод подозревать у себя расстройство. А вот если меланхолия и апатия неотступно преследуют вас неделями и даже месяцами, это повод обратиться к специалисту.
Соматические реакции. Устойчивое снижение настроения — только один из симптомов биохимического сбоя в организме. Одновременно с этим происходят и другие «поломки»: нарушение сна, проблемы с аппетитом, беспричинная потеря веса. Также у больных депрессией часто снижается либидо и концентрация внимания. Они чувствуют постоянную усталость, им труднее заботиться о себе, заниматься повседневными делами, работать и общаться даже с самыми близкими людьми.
ГЕНЕРАЛИЗИРОВАННОЕ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО
Вас преследует тревога, и вы не можете понять, откуда она взялась. Больной боится не конкретных вещей вроде черных кошек или машин, а испытывает беспричинное беспокойство постоянно, в фоновом режиме.
Это продолжается долго. Как и в случае с депрессией, для постановки диагноза нужно, чтобы тревога ощущалась на протяжении полугода или больше и не была связана с другим заболеванием.
Соматические реакции. Напряжение в мышцах, учащенное сердцебиение, бессонница, потливость. Перехватывает дыхание. ГТР можно спутать с депрессией. Отличить их можно по поведению человека в течение дня. При депрессии человек просыпается разбитым и бессильным, а к вечеру становится активнее. При тревожном расстройстве все наоборот: они просыпаются относительно спокойными, но за день стресс накапливается, и самочувствие ухудшается.
ПАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО
Панические атаки — периоды внезапного и сильного страха, чаще всего неадекватного ситуации. Обстановка может быть совершенно спокойной. Во время приступа больному может казаться, что он вот-вот умрет.
Приступы длятся 20-30 минут, в редких случаях около часа, а частота варьируется от ежедневных атак до одной в несколько месяцев.
Соматические реакции. Часто больные не осознают, что их состояние вызвано страхом, и обращаются с жалобами к врачам общей практики — терапевтам и кардиологам. Кроме того, они начинают бояться повторных приступов и пытаются скрывать их от окружающих. Между атаками формируется страх ожидания — причем это как страх самого приступа, так и боязнь попасть в унизительное положение при его наступлении.
В отличие от депрессии, при панических расстройствах человек не хочет уходить из жизни. Тем не менее на них приходится около 90% всех несуицидальных самоповреждений. Это результат реакции организма на стресс: лимбическая система, ответственная за проявление эмоций, перестает обеспечивать связь с окружающим миром. Человек оказывается оторванным от своего тела и часто пытается причинить себе вред, только чтобы вернуть себе ощущение внутри тела.
ФОБИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО
Приступы страха и тревоги связаны с пугающим объектом. Даже если фобия имеет под собой какие-то основания (например, человек боится крыс или змей, потому что они могут укусить), реакция на предмет, вызывающий страх, обычно непропорциональна его реальной опасности. Человек осознает, что его страх иррационален, но ничего не может с собой поделать.
Тревога при фобии так сильна, что сопровождается психосоматическими реакциями. Больного бросает в жар или холод, у него потеют ладони, начинается одышка, тошнота или учащенное сердцебиение. Причем эти реакции могут возникать не только при столкновении с ним, но и за несколько часов до этого.
Социофобия — боязнь пристального внимания со стороны окружающих — одна из самых распространенных фобий. В той или иной форме она встречается у 12% людей. Социальные фобии обычно связаны с заниженной самооценкой, боязнью критики и повышенной чувствительностью к мнению окружающих. Социофобию часто путают с социопатией, но это разные вещи. Социопаты с пренебрежением относятся к социальным нормам и правилам, тогда как социофобы, наоборот, до того боятся осуждения со стороны других людей, что не решаются даже спросить дорогу на улице.
ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО
Вы используете (и создаете) ритуалы, чтобы справиться с тревогой. У больных ОКР постоянно возникают тревожные и неприятные мысли, от которых они не могут избавиться. Например, они боятся причинить боль себе или другому человеку, боятся подхватить микробы или заразиться страшной болезнью. Или мучаются от мыслей, что, уходя из дома, не выключили утюг. Чтобы справиться с этими мыслями, человек начинает регулярно повторять одни и те же действия, чтобы успокоиться. Они могут часто мыть руки, по 18 раз закрывать двери или выключать свет, повторять в голове одни и те же фразы.
Любовь к ритуалам может быть и у здорового человека, но если тревожные мысли и навязчивые действия мешают жить и занимают много времени (больше часа в день), это уже признак расстройства. Больной с обсессивно-компульсивным расстройством осознает, что его мысли могут быть лишены логики и оторваны от реальности, ему надоедает все время делать одно и то же, но для него это единственный способ избавиться от тревоги хотя бы на время.
КАК С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ?
Депрессивные и тревожные расстройства часто встречаются вместе: до половины всех больных депрессией имеют и симптомы тревожности, и наоборот. Поэтому врачи могут назначать одни и те же лекарства. Но в каждом случае есть свои нюансы, потому что действие лекарств разное.
Антидепрессанты хорошо работают в долгосрочной перспективе, но резкий приступ паники ими не снимешь. Поэтому пациентам с тревожным расстройством прописывают и транквилизаторы (в США и других странах обычно применяются бензодиазепины, но в России с 2013 года они приравнены к наркотикам и изъяты из оборота). Они снимают возбуждение и оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему. После таких препаратов человек расслабляется, становится сонным, медлительным.
Лекарства помогают, но имеют побочные эффекты. При депрессии и тревожных расстройствах в организме нарушается обмен нейромедиаторами. Лекарства искусственно восстанавливают баланс нужных веществ (таких как серотонин и гамма-амионмасляная кислота), но от них не стоит ждать чудес. Например, от антидепрессантов настроение у больных повышается медленно, ощутимый эффект достигается только через две недели после начала приема. При этом к человеку не только возвращается воля, у него повышается тревожность.
Когнитивно-бихевиоральная терапия: работа с мыслями. Если для работы с тяжелой депрессией или запущенными тревожными расстройствами без лекарств не обойтись, то в более легких случаях хорошо помогает терапия. КБТ построена на идеях психолога Аарона Бека, согласно которым настроением или склонностью к тревогам можно управлять, работая с мышлением. Во время сеанса психотерапевт просит пациента (клиента) рассказывать о своих трудностях, а затем систематизирует его реакцию на эти трудности и выявляет схемы мышления (паттерны), которые и ведут к негативным сценариям. Затем с подачи терапевта человек учится работать со своими мыслями и брать их под контроль.
Межличностная терапия. В этой модели проблемы клиента рассматриваются как реакция на трудности в отношениях. Терапевт вместе с клиентом подробно разбирают все неприятные ощущения и переживания и намечают контуры будущего здорового состояния. Затем они анализируют отношения клиента, чтобы понять, что он получает от них и чего бы хотел получить. Наконец, клиент и терапевт устанавливают несколько реальных целей и решают, сколько нужно времени для их достижения.
1. Д. Варламова, А. Зайниев «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» (Альпина Паблишер, 2016).