Церковь не могла полностью запретить секс, поэтому ввела четкие ограничения на то, когда и где им следует заниматься. До этого супруги совокуплялись где получится и когда захочется, что, с точки зрения священников, никуда не годилось.
Когда было запрещено заниматься сексом
Среда, пятница, суббота и воскресенье
В Средние века секс оказался под запретом по средам и пятницам — без видимых причин, потому что никаким религиозным традициям сексуальная активность в эти дни недели не противоречила. Возможно, церковь решила, что секс помешал бы супругам провести вечер пятницы в церкви, но точно мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.
Любая активность в спальне строго запрещалась и по субботам и воскресеньям. Никакого секса — и точка. Бурхард Вормский, епископ из города Вормс в Священной Римской империи, писал, что наказание за воскресный секс — сорок дней на хлебе и воде. В этот день люди должны общаться исключительно с Господом, а не с супругами.
Получается, что запрет действовал четыре дня в неделю. За год выходило 208 дней, когда мужьям и женам требовалось говорить решительное «нет» плотским утехам.
Церковные праздники, посты и таинства
По мнению церкви, все праздники, посвященные святым, также исключались. Еще минус 60 дней в году. Но были и другие официальные выходные, когда люди имели время и возможность предаться греху похоти, и это требовалось как-то по-умному прекратить. В результате все сорок дней Великого поста предписывалось проводить в благоговейных раздумьях о возвышенном. То же касалось и двадцати дней Адвента, и двадцати дней Пятидесятницы и всей недели Троицы, а также Пасхальной недели.
Вместе получалась внушительная цифра — около 240 дней в году никакого секса. К уже перечисленным запретным дням стоит добавить еще восемь. Женщина не могла заниматься сексом с мужем за восемь дней до прохождения им таинства причащения.
Месячные
С точки зрения церкви, менструация определенно считалась неподходящим временем, чтобы раздеваться перед мужем и заниматься сексом, но за этот грех полагалось совершить сравнительно несложное покаяние — провести десять дней на хлебе и воде.
Церковная покаянная книга, написанная Бедой Достопочтенным примерно в 700 году, не только запрещала мужчине сближаться с женщиной в период ее «критических дней», но и предписывала в случае нарушения провести сорок дней на воде и хлебе.
Те, кто в Среднике века занимался медициной, считали, что менструальная кровь ядовита и может испортить сперму. Тогдашняя наука настаивала, что половой акт при менструации ведет к рождению ребенка с уродствами и множеством ужасных болезней — проказой, эпилепсией, а то и еще чем похуже. Считалось, что после такого акта малыш может даже родиться… рыжеволосым.
Беременность
Отказ от секса во время беременности понять проще всего, хоть это и не слишком справедливое правило. После того как плод пошевелился и беременность подтвердилась, за интимные отношения полагалось наказание — двадцать дней на хлебе и воде. Вроде бы легкое по сравнению с многими другими, оно вряд ли хорошо сказывалось на здоровье будущей матери. Если беременную женщину мучил утренний токсикоз, столь скудный рацион мог сильно усугубить ее страдания.
Грудное вскармливание
Не занимались сексом и в период грудного вскармливания. Риск того, что молоко закончится, был неприемлем, а также нельзя было зачинать следующего малыша в период, пока уже рожденный младенец всецело зависел от матери. В бедных семьях грудью кормили дольше, чем в богатых. Считалось правильным делать это минимум полтора года, но у бедняков срок мог растянуться до двух лет.
Светлое время суток
Запрет секса в светлое время суток нес в себе практический смысл. Пока солнце идет по небу, женщине следовало заниматься хозяйством либо в доме, либо за его стенами. Поскольку окна в домах были совсем маленькими, а внутреннее освещение — обычно скудным и очень дорогим, требовалось максимум работы сделать в дневные часы. Транжирить их на занятие, после которого, возможно, появятся новые рты, считалось пустой тратой драгоценного времени.
Где было запрещено заниматься сексом
С таким же пылом церковь раздавала инструкции, касающиеся неподходящих для секса мест. Что же это были за запретные зоны? Здравый смысл подсказывает, что к таковым относились все публичные места. Наказание за нарушение правила было довольно жесткое — сорок дней на хлебе и воде.
Эми Мартинмасс, Шарнфорд
Одно судебное дело из епископальной судебной книги епархии Линкольна, которое рассматривали в сентябре 1516 года, рассказывает о проступках некой Эми, совершившей зараз сразу несколько грехов. Она согрешила со священником в непозволительное время в непозволительном месте, и ей пришлось расплачиваться за свою опрометчивость.
Наказание было публичным. Женщина должна была трижды в разные дни и в разных местах пройти принародно, одетая в одну только рубашку, с обнаженной головой, ступнями и щиколотками, держа в руке горящую свечу. Священник же никакого наказания не понес. Вообще практика судебных дел показывала, что запреты на секс в церкви не распространялись на священников, так как их ни разу не наказали за это.
Как заниматься сексом
Единственным правильным и утвержденным церковью способом считалась миссионерская поза. Тем, кто не знал, что делать или что это вообще такое, рукописи услужливо предоставляли иллюстративный материал.
Самая вразумительная из всех книг, содержащих подобные рисунки, — известнейший средневековый медицинский трактат о здоровом образе жизни, Tacuinum Sanitatus. Коитус в этой книге изображен на цветной иллюстрации так: мужчина с женщиной в постели накрыты практически прозрачным покрывалом, позволяющим читателю видеть положение ног обоих партнеров, требуемое для успешного, правильного зачатия.
Никакие другие позы для секса не рекомендовались. В основе запретов лежали представления тогдашней медицины о человеческом теле и его репродуктивной системе. Если женщина будет сверху, мужское семя не пойдет в нужном направлении и зачатие станет невозможным, отчего весь акт превратится в пустую трату времени.
Поза retro canino, то есть по-собачьи, тоже считалась греховной, потому что она имитирует поведение зверей, и тот, кто к ней прибегал, должен покаяться, просидев следующие десять дней на хлебе и воде. Любая позиция, уменьшающая шанс деторождения, считалась греховной. Но несмотря на то что рекомендованная и одобренная церковью поза была одна, в средневековой литературе хватало картинок с запрещенными вариантами.