«Провокация — это подстрекательство кого-либо к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия», — говорит словарь Ожегова. Кто бы мог подумать, что юбка, на которую, похоже, не хватило ткани, обладает таким сильным воздействием!
Скрытые послания
Как прическа и косметика, как слова и поступки, одежда — одно из средств самовыражения, которое показывает то, что нами движет. Выбирая вещи, которые подчеркивают достоинства фигуры, мы можем дать понять, что хотим привлечь внимание, вызвать желание, подогреть интерес. Но вполне можем этого и не хотеть! Вот тут-то и загвоздка. Хотя мы сами управляем своими посланиями, неизбежно становимся объектом чужих проекций и фантазий, в том числе эротических. И не только мужских.
«Представление о короткой юбке как оружии соблазнения культивируют те, кому близок патриархальный взгляд на отношения мужчин и женщин, — объясняет психотерапевт и сексолог Дмитрий Исаев. — В этой системе мужчина — субъект (инициатор) отношений, а женщина — объект, который привлекает мужчин, и это, вероятно, его основная ценность. Одежда или макияж при этом рассматриваются в отрыве от конкретного человека, его личности и с точки зрения зрителя сигнализируют о доступности и готовности женщины стать жертвой
Перекладывание отвественности
В таком случае выходит, что мужчины — это просто самцы, движимые инстинктами и неспособные владеть собой, раз одной юбки достаточно, чтобы лишить их самоконтроля?
«Дело в том, что спокойно принимать свою сексуальность трудно всем нам: и мужчинам, и женщинам, — поясняет психоаналитик Катрин Блан. — О чем, как не о страхе перед силой желания, говорит стремление мужчин переложить на женщин ответственность за собственные сексуальные импульсы? И разве не о том же самом говорит готовность женщин подвергать себя самоцензуре?»
Женщина соглашается подавлять свое влечение и считать мини-юбку недопустимой формой одежды, лишь бы кто-то не осудил ее, а прежде всего, чтобы она сама не сочла себя виновной.
Процесс соблазнения
«И все-таки в контексте современной культуры говорить об этом обыденном элементе европейской моды как об эротическом сигнале так же абсурдно, как рассуждать, не с целью ли провокации обнажают грудь женщины в некоторых африканских племенах», — замечает Дмитрий Исаев.
В наше время вовсе не одежда, а такие эмоциональные и поведенческие сигналы, как улыбка, взгляд, наклон головы, жест говорят об отказе или готовности женщины к общению с мужчиной. В процессе социализации мы учимся распознавать эти невербальные сигналы и адекватно на них реагировать. Неумение их считывать и нежелание видеть в другом человеке личность — признак склонности к сексуальному насилию и неспособности выстраивать партнерские отношения.
Психотерапевт, сексолог