1. Суть мифа о красоте в следующем: свойство, которое называется красотой, существует объективно и повсеместно. Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают. «Воплощение в себе красоты является обязательным для женщин, но не для мужчин, и эта ситуация вполне естественная, так как имеет биологическое, сексуальное и эволюционное обоснование». Сильные мужчины борются за красивых женщин, а красивые женщины более успешны в плане продолжения рода…
Ничто из вышесказанного не соответствует действительности… Красота не является понятием универсальным или неизменным… Например, полинезийская народность маори восхищается женской полнотой, а народность падунг – обвисшей грудью. Не является красота и результатом эволюции – ее идеалы меняются гораздо быстрее… Антропология перевернула представление о том, что особи женского пола должны быть красивыми, чтобы их выбрал самец.
Сегодня «спаривание» пожилых мужчин с красивыми молодыми женщинами воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но… модель поведения, в которой мужчины выступают «на вторых ролях», тоже встречается. В нигерийском племени водаабе женщины обладают экономической властью, и при этом существует культ мужской красоты. Мужчины этого племени часами занимаются сложным вычурным макияжем, и в этом соблазнительном макияже и в одеждах, подчеркивающих их сексуальную привлекательность, покачивая бедрами и с томным видом обольстителя, участвуют в конкурсах красоты, которые судят женщины.
2. Самые доходные и могущественные индустрии – это индустрия похудания с ежегодным доходом $33 миллиарда, индустрия косметики с ежегодным доходом $20 миллиардов, индустрия эстетической хирургии с доходом $300 миллионов в год и индустрия порнографии с доходом $7 миллиардов в год. Все они были созданы и процветают за счет подсознательных страхов, и все они благодаря своему воздействию на массовое сознание не просто используют, но подстегивают и укрепляют их.
… «Массовая галлюцинация» – представлять современную женщину как «красавицу» – материализовалась и для женщин превратилась в нечто вполне реальное и осязаемое, определяющие, как они живут и как не живут. Абстрактная идея обратилась в «железную деву». Когда-то так называлось изобретенное в Германии орудие пыток, которое представляло собой железный ящик, повторяющий форму человеческого тела. Снаружи на нем была изображена красивая, молодая, улыбающаяся женщина. Несчастная жертва помещалась в этот ящик, его крышка плотно закрывалась, лишая человека возможности двигаться, и в итоге жертва умирала либо от голода, либо от ран, полученных от находившихся внутри ящика металлических шипов. Современная «массовая галлюцинация», в ловушку которой женщины то ли попались, то ли загнали себя сами, напоминает этот ящик. Общество видит лишь ее внешнюю сторону, но за красивой картинкой скрывается орудие пыток для настоящих, живых женщин.
3. Сегодня экономика в значительной мере зависит от практики недоплаты работающим женщинам. Поведение, выгодное с точки зрения экономики, превращается в общественную добродетель. Женщины составляют 52,4% населения, то есть большинство. Женщины много и упорно работают – в два раза больше, чем мужчины. Согласно докладу Института Хамфри, «женщины составляют 50% населения земного шара, а их общее рабочее время составляет две трети от суммарного, и при этом они получают лишь одну десятую мирового дохода и владеют менее чем 1% недвижимости в мире». Согласно отчету ООН, «если брать в расчет домашнюю работу, женщины по всему миру работают в два раза больше, чем мужчины».
…Искусственно занижая женские навыки и умения и связывая внешность женщины с ее профессиональной деятельностью, рынок защищает себя, сохраняя фонд дешевой женской рабочей силы.
4. Разумеется, мужчины не стареют красивее нас в физическом плане. Они стареют красивее только с точки зрения своего социального статуса. Мы… привыкли воспринимать следы возраста на лицах женщин как изъян, а на лицах мужчин – как свидетельство индивидуальности. Но если бы мужчины призваны были служить «украшением», а период юности рассматривался бы как пик их привлекательности, то «выдающийся и знаменитый» мужчина средних лет выглядел бы в наших глазах шокирующее плохо… Мужчины умирают один раз, в то время как женщины умирают дважды. Прежде чем умирает их физическое тело, они умирают как красавицы.
5. Свет является ключевым моментом во врожденном и присущем нам от природы видении красоты, которое свойственно большинству людей… Этот свет очень трудно «поймать» и удачно сфотографировать, его нельзя оценить по десятибалльной шкале или рассчитать в цифрах в лабораторных условиях. Но большинство людей знают, что от лиц и тел людей может исходить сияние, которое и делает их красивыми.
…Часто бывает, что человек излучает сияние, рассказывая какую-нибудь историю или внимательно слушая другого… сияние излучает большинство детей – те из них, кому еще не успели сказать, что они некрасивы. Мы часто помним своих матерей красивыми просто потому, что мы видели свет, который излучали их глаза… но для мифа о красоте он ничего не значит.
6. Соединение понятий красоты и сексуальности само по себе неправильно и заставляет женщин ошибочно считать, что они должны быть «красивыми», чтобы быть сексуальными… Мужчин сексуально возбуждает вид женского тела и в значительно меньшей степени – личностные качества женщины, потому что их с детства приучают к такого рода реакции. А женщины слабее реагируют на визуальные стимулы и сильнее – на эмоциональные, потому что их воспитывают так. Подобная асимметрия в сексуальном воспитании поддерживает власть мужчин, заложенную в мифе о красоте: они смотрят на женские тела, оценивают их и идут дальше, а на их тела не смотрят, их не оценивают, не принимают и не отвергают… но даже если тебя определенным образом воспитали, это не значит, что ты не можешь отказаться от ранее выученных уроков.
7. В книгах и фильмах девушки находят описания ощущений, которые испытывает молодой человек от своего первого прикосновения к бедрам девушки, его первые впечатления при виде ее груди. Девушки читают и слушают, впитывая в себя эти впечатления и чувствуя, что их собственные бедра и грудь становятся как будто чужими, словно они перестают быть частью их собственных тел. Они… учатся видеть свое тело со стороны…Девушки учатся не испытывать желание по отношению к другим, а желать быть желанной».
8. Большой мир никогда не говорит девушкам, что их тела являются ценностью просто потому, что они в них живут. До тех пор пока наша культура не будет говорить девушкам, что им рады вне зависимости от их фигуры, что каждая женщина ценна независимо от того, «красива» она или нет, девочки будут продолжать голодать.
9. Мы всей душой хотим, чтобы нас любили… как в детстве, когда нежно прикасались к каждому нашему пальчику, громко и радостно восхищались каждой частью нашего тела, потому что оно было только нашим, уникальным и ни с чем не сравнимым. Будучи взрослыми, мы ищем в романтической любви освобождения от сравнения с другими.
Каждая из нас, даже самая измученная, хочет верить в то, что искренне любящий ее человек будет видеть в ней «самую красивую женщину», потому что он будет знать ее по-настоящему такую, какая она есть на самом деле. Но миф о красоте предлагает нам прямо противоположную перспективу… свойства, которые делают женщину уникальной, – неповторимая асимметрия черт ее лица, шрамы, навсегда оставшиеся после перенесенной в детстве травмы, мелкие морщинки и глубокие морщины, оставленными раздумьями и смехом, пережитым горем и гневом, – исключают ее из ряда мифических красавиц и, как нас пытаются убедить, изгоняют из волшебной страны любви.
10. В сущности, миф о красоте подавляет сексуальное желание… Красота основана лишь на зрительном восприятии, ее легче запечатлеть на кинопленке или в камне, чем в трехмерном пространстве реальной жизни. Зрительное восприятие монополизировано рекламой… что же касается остальных органов чувств, то здесь реклама находится не в выигрышном положении: люди способны чувствовать запахи, ощущать вкус, осязать при помощи кожных рецепторов и слышать.
…Очертания, вес, прикосновение к коже и ощущение тела партнера – все это важнейшие составляющие получения удовольствия, но они уникальны, присущи конкретному человеку… Мир сексуальной привлекательности становится все более безликим и холодным по мере того, как люди (сначала женщины, а потом и мужчины) начинают выглядеть одинаково. Они теряют друг друга, надевая все больше масок и притворяясь теми, кем не являются.
11. У всех женщин, которые способны испытывать удовольствие, «хорошее» тело. Нам не нужно тратить деньги и голодать, бороться, чтобы стать чувственными: мы всегда были такими. Мы не должны верить в то, что нам нужно каким-то образом заработать внимание к себе: мы всегда были его достойны.
Женственность и женская сексуальность прекрасны. В глубине души женщины давно это подозревали. В этой своей сексуальности женщины красивы, великолепны, потрясающи. И очень многие мужчины чувствуют это. Мужчина, который действительно любит женщину, восхищается теми следами, которые оставила жизнь на ее лице еще до встречи с ним... Таких мужчин гораздо больше, чем мы думаем, хотя массовая культура пытается внушить нам обратное.
…Идея о том, что нормальная взрослая женщина не может вызвать и удовлетворить мужское сексуальное желание и что для этого в качестве необходимого дополнения требуется «красота» – большая ложь, порожденная мифом о красоте. Везде и всюду мужчины доказывают обратное. Все те мужчины, которые в данный момент испытывают к женщинам сексуальное влечение, флиртуют с ними, влюблены в них, мечтают о них, сходят по ним с ума или занимаются с ними любовью, делают все это с женщинами, которые выглядят так, как они выглядят, и являются теми, кто они есть на самом деле.
12. Мужчинам не твердят со всех сторон, что их время истекает, что их никогда больше не будут ласкать, они никогда больше не будут вызывать восхищение и радовать глаз….
С угрозой потери любви приходит угроза стать невидимой. Преклонные годы – апофеоз неравенства полов: мужчины в возрасте правят миром, а женщины в возрасте исчезают из поля зрения нашей культуры. Мало кто может выдержать, когда к нему относятся как к невидимке. И женщины решаются на подтяжку лица, потому что если они этого не сделают, то перестанут существовать для общества, в котором живут.
13. Реклама, рассчитанная на женщин, работает за счет занижения нашей самооценки. Если же она будет льстить нам, то перестанет быть эффективной. Давайте оставим надежду на то, что официально признанный канон красоты будет соответствовать тому, что мы действительно собой представляем. Этого не произойдет, иначе он перестанет выполнять свою функцию. Пока определение «красоты» навязывается женщинам извне, оно будет манипулировать нами и дальше.
14. Женщины должны открыто заговорить о том, что действительно несет в себе красота: внимание со стороны незнакомых тебе людей, награды за то, что ты не заработала, секс с мужчинами, которые тянутся к тебе, как к ярмарочному призу, враждебное и скептическое отношение со стороны других женщин, инфантильность, драма старения и долгая тяжелая борьба за свою индивидуальность. И мы поймем, что то хорошее, что есть в красоте – обещание уверенности в себе, сексуальности и уважения к нашей личности, – не имеет никакого отношения к ней как к таковой. Лучшее из того, что предлагает нам красота, и так принадлежит нам по праву, просто потому что мы – женщины. Когда мы отделим красоту от сексуальности, когда научимся радоваться индивидуальности и неповторимости нашей внешности и наших черт характера, мы получим возможность получать удовольствие от своих тел… и тогда миф о красоте уйдет в прошлое.