Помните ли вы ваш 2020-й год? Как вы себя чувствовали, когда волна эпидемии захлестнула не просто весь мир, но и все, что дорого именно вам? В декабре 2020-го я была раздавлена. После тяжелой болезни всей семьи и смерти отца надо было найти силы как-то двигаться дальше, но их не было. Самое продуктивное действие, на котором я себя ловила, — стоять по часу у окна и смотреть за горизонт без единой мысли.
Чтобы выбраться из такого состояния, я пробовала работать — деловая среда как раз начала оживляться — и ходить на постковидные восстановительные капельницы, прописанные терапевтом. Но лучший эффект дал проект, который мы с подругами ради эксперимента решили начать в 202 году, назвав его «Месяц счастья».
Суть в следующем — помоги себе, делая счастливыми своих друзей. Предполагалось, что каждая подруга из нашей компании выберет в году месяц (не тот, на который приходится ее день рождения), и в этот период остальные участницы постараются радовать героиню месяца — кто чем может, у кого на что хватит фантазии. Спойлер: эффект от проекта превзошел наши ожидания. Но далеко не все прошло легко и гладко.
Если давать пошаговую инструкцию, то первое, что вам нужно сделать, — продать идею «месяца счастья» остальной компании
У нас из десяти человек на эксперимент согласились восемь, и это хороший результат. Страхи моих подруг, например, были такие: «не люблю радовать по указке», «у нас нет на это ресурсов» или «боюсь не оправдать ожиданий».
Второе — создать чат, в котором вы будете координировать ваши усилия и обмениваться идеями. Даже удивительно, как быстро иссякает индивидуальная фантазия, почти у всех начинающаяся с лайков в соцсетях, цветов на работу и заказа любимой еды подруги ей домой. Но мозговой штурм в чате как раз помогает выяснить нюансы: кто о чьих интересах что помнит? Кого как когда-то радовали, что это запало в душу? Кто что любит или терпеть не может?
Третье — исключить из чата человека, чей месяц счастья стартовал. А вот в последний день месяца обязательно позвать его обратно, чтобы он поделился эмоциями. Самым ценным в этом проекте как раз оказалось предвосхищение — когда вы планируете, что сделаете. Как «виновница торжества» посмотрит? Что скажет? Как удивится или обрадуется? Те, кто давал обратную связь, доставляли подругам очень много радости. Именно в такие моменты я осознала смысл фразы, что давать гораздо приятнее, чем получать.
Когда мы «споткнулись»? Да сразу
Даже выбор месяца стал проблемой, и в итоге мы просто тянули стикеры, чтобы все решил случай. Но одна из нас точно знала, какой месяц хочет, так как он у нее в году всегда был самым тяжелым. С помощью проекта она решила «снять проклятие июня», и у нее это получилось!
Меньше всего повезло тем девочкам, с которых проект стартовал: первые пару месяцев компания все равно раскачивалась, примерялась, поэтому идеи были довольно банальные, хоть и приятные. Время креатива наступило месяце на четвертом, когда уже все стандартные приятности были сделаны и надо было фантазировать по-настоящему.
Так появились письма родителям подруг с благодарностью за такую чудесную дочь, организация приятностей для любимых людей «виновницы», интервью в газете, совместный полет в Петербург. Даже Coca-Cola двадцати разных вкусов для фаната этого напитка — человек как ресторанный критик всегда просил друзей привозить колу из разных стран, потому что в каждой свой вкус одного и того же напитка. В Индии — со специями, а самой классной считается привезенная из Германии.
Из забавного: одна из подруг — фанатка Гарри Поттера. Так вот, один из нас смог прочитать все книги не просто, чтобы поддержать беседу, но еще и троллить подругу: точно ли она все факты знает?
Поднял ли проект нам настроение? Безусловно. Более того, он нас в чем-то перестроил
Мы приобрели привычку делать приятные вещи просто так. В том числе незнакомым людям. Одна из девчонок стала носить в сумочке небольшую шоколадку и дарить ее тем, кто ей просто понравился или показался грустным. Другая стала чаще здороваться с соседями и говорить им комплименты. У одной из подруг к проекту присоединились соседи с формулировкой: «Мы увидели в соцетях, что у вас месяц счастья, и тоже решили вас порадовать».
Что ж… Заботиться о других — действительно навык. Мы используем его в семье, но редко, когда дело касается более дальнего круга. У нас вот получилось. По результатам своего месяца узнаешь много нового и о себе. Умеешь ли ты принимать комплименты? Подарки просто радуют тебя или заставляют чувствовать обязанной? Что тебя заряжает больше — дарить или получать? Можешь ли ты дать обратную связь дарителю, которая так важна и зарядит его?
Для себя я поняла, что лучший способ справиться со своим горем — сосредоточиться на других. Забота о близких лечит душу обоим. А наш месяц счастья превратился сейчас в неделю счастья перед днем рождения каждой из подруг. Мы делаем это, чтобы снять стресс перед важной юбилейной датой у одних, а другим — растянуть праздник во времени, а с вместе с ним — отличное настроение.
Разбираем в компании дни за неделю перед событием и радуем будущую именинницу, кто чем может. Как всегда, ценится и доброе слово, и помощь по работе, и букет дачных пионов. И даже предложение забрать детей к себе, обеспечив подруге день, чтобы побыть наедине с собой и, возможно, просто постоять, смотря в окно без единой мысли. Но постоять, будучи счастливой.
Руководитель коммуникационного агентства «Пионер», доцент Финансового университета при Правительстве РФ, основатель благотворительного интеллектуального движения для бизнеса #MassOnClub