10 апреля 2019 года впервые были получены фотографии черной дыры, и настоящей звездой этого открытия стала 29-летняя Кэти Боумен, которая вместе с коллегами разрабатывала алгоритм преобразования данных с нескольких телескопов в единое изображение. Еще столетие назад такое сложно было представить, поскольку женщинам был закрыт доступ к традиционно мужским профессиям в самых разных сферах, от науки до политики. Однако сегодня все меняется, и эти метаморфозы особенно отражаются в популярной культуре.
Телеканал TLС провел семиотическое исследование и выяснил, как трансформируется образ женщины в медийном пространстве. На основе анализа фильмов, публикаций в СМИ и рекламных роликов авторы выявили 31 устойчивый набор знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов и, в частности, найти ответы на вопросы, остались ли гласные и негласные запреты для женщин в современном мире и как эти табу отражаются в зеркале медиа.
В плену гендерных ролей
По мнению журналиста и секс-блогера Арины Винтовкиной, негласные табу зависят от среды, в которой воспитывается ребенок, и семейных установок, которые транслируются с раннего возраста. Девочка, выросшая в патриархальной семье, с большей долей вероятности впитывает в себя полный набор таких шаблонов: «будь скромной и сдержанной», «играй в куклы, а не в футбол», «носи платья и юбки», «отращивай косы» и так далее.
Во взрослой жизни ей, скорее всего, придется приложить немало усилий, чтобы разрешить самой себе делать то, что не совсем укладывается в эту картину: выбрать «неженскую» профессию, заниматься боксом, а не восточными танцами, проявлять инициативу в отношениях. С другой стороны, отмечает Винтовкина, девушки, выросшие в гендерно нейтральной среде, где им объясняли, что быть непоседливыми или тихими, плакать и злиться могут как мальчики, так и девочки, свободнее чувствуют себя в личном выборе: над ними стереотипы не имеют власти.
Мальчикам с детства внушают, что конфликты следует решать силой, а свои переживания «тыжмальчик» должен держать при себе
То же касается и мужчин: чем беспрекословнее в детстве транслируются гендерные роли, навязывается мысль, что есть два мира, женщин и мужчин, тем сложнее видеть в себе и в других личностей с индивидуальными, не заданными биологическим полом стремлениями и склонностями.
Одна из самых сильных гендерных установок, адресованная мужчинам, касается запрета на выражение чувств. Мальчикам с детства внушают, что конфликты следует решать силой, а свои переживания, страхи, сомнения «тыжмальчик» должен держать при себе. Это приводит к тому, что в более взрослом возрасте мужчины испытывают сложности с выражением чувств и с тем, чтобы проговаривать эмоции с партнершами.
Мужчины зачастую с трудом могут идентифицировать эти эмоции внутри себя: им непросто их «нащупать» и понять, что они сейчас чувствуют, грусть или тревогу. Эта слаборазвитая эмпатия закрывает многим доступ к здоровой, экологичной коммуникации.
Профессиональные ограничения
Конституция РФ гарантирует всем людям, независимо от пола, равные политические и юридические права, но в профессиональной сфере для женщин есть ряд ограничений: в списке запрещенных для них видов работ —
Чаще всего запреты связаны с физиологическими особенностями женского организма и вредными условиями труда. Так, например, плотником, машинистом электропоезда, бульдозера или асфальтоукладывающего катка, водолазом, матросом, лесорубом и дальнобойщиком по закону может быть только мужчина.
Помимо этого, есть отрасли, где нет официальных гендерных ограничений, но которые традиционно считаются больше «мужскими», а женщинам приходится прикладывать в несколько раз больше усилий, чтобы завоевать уважение коллег и добиться признания. Чаще всего это силовые структуры, наука, политика, при этом в зеркале массовой культуры такие женщины обычно гармонично сочетают карьеру и семью. В исследовании этот доминантный код называется «И в семье, и на работе».
Примерами могут стать героини российских сериалов «Мажор» и «Склифосовский», где сильные и волевые женские персонажи находят компромисс между профессиональной деятельностью и личной жизнью, а также западных проектов «Теория Большого взрыва», «Джессика Джонс», «Родина», в каждом из них женщины не уступают в карьерном плане мужчинам, а то и превосходят их.
С примерами перекликается доминантный код исследования Супердевчонка»: это воплощение архетипической идеи сверхчеловека-девушки, для которой возможно все, стоит лишь захотеть. Ее не сломить никакими трудностями, она обязательно достигнет своей цели, преодолев все испытания, какими бы тяжелыми они ни были.
До сих пор существуют отрасли, в которых неохотно избавляются от гендерных стереотипов
Это Фуриоса из «Безумного Макса: дороги ярости», которая ищет путь к спасению, уводя за собой тех, кому нужна помощь, и героиня мультфильма «Храбрая сердцем», принцесса, взбунтовавшаяся против патриархальных устоев семьи и решившая жить по собственным правилам, и Джун Осборн из антиутопического «Рассказа служанки», осмелившаяся пойти против системы. При этом до сих пор существуют отрасли, в которых неохотно избавляются от гендерных стереотипов, а на девушку-специалиста смотрят с большой долей скепсиса или снисходительности. Это тяжелая промышленность, нефтегазовая сфера и горные работы, юриспруденция и авиация.
Исследование причисляет код «На территории мужчин» к развивающимся тенденциям, то есть к тем, которые только начинают укореняться в обществе, но со временем могут занять доминирующие позиции. Это отражается и в популярной культуре: так, в фильме 2016 года «Экипаж» пилоту Александре Кузьминой приходится бороться с предубеждениями общества и доказывать, что женщина может сидеть за штурвалом самолета.
Знаковой стала и история героини фильма «Северная страна»: Джози, которую играет Шарлиз Терон, — мать-одиночка, вернувшаяся в родной городок вместе с детьми. Единственным местом, где она смогла найти работу, стала шахта: мужской коллектив воспринял Джози враждебно, однако героиня начала бороться за свои права и вступила на тропу войны против судебной системы.
Творческая самореализация и увлечения
В том, что касается хобби и увлечений, у нас не должно быть ограничений, связанных с гендером, но негласные социальные табу достаточно сильны. Давление оказывается с самого детства, девочкам предписывается быть нежными и женственными и выбирать соответствующее хобби.
Если речь идет о спорте, девочку с большей вероятностью отдадут в балет, на фигурное катание, легкую атлетику, гимнастику. Это, безусловно, требует отличной физической подготовки, однако в широком представлении ценится скорее за эстетическую составляющую. Поэтому женщины, выбирающие «мужской» способ самореализации, сталкиваются с непониманием и даже неприятием. В 2014 году вышел фильм «Мэри Ком», рассказывающий историю пятикратной чемпионки мира по боксу Мэри Ком. Домохозяйка и мать двоих (на момент съемок фильма) детей смогла добиться своего, несмотря на то что в нее никто не верил, а окружающие, в том числе чиновники и судьи, говорили, что место женщины на кухне. Всех соперников Мэри отправила в нокаут в прямом и переносном смысле слова.
Девушки в футболе до сих пор считаются скорее исключением из правил: максимально «женская» роль — место в чирлидерской команде
За десять лет до Мэри грандиозную победу на ринге популярной культуры одержала и героиня «Малышки на миллион»: оскароносный фильм Клинта Иствуда посвящен истории обычной девушки Мэгги, которая обратилась к известному тренеру по боксу с просьбой помочь ей стать чемпионкой. Снисходительные усмешки мужчин, жесткие тренировки на грани физических возможностей, своенравный тренер, бесконечные синяки и переломы — ничто из этого не сломило Мэгги на пути к победе.
Девушки в футболе тоже до сих пор считаются скорее исключением из правил: в традиционном представлении максимально «женская» роль здесь — место в чирлидерской команде поддержки. С такими стереотипами сталкивается главная героиня фильма «Грейси»: после гибели брата девушка решает почтить его память и заменить его в школьной футбольной команде. Ее никто не воспринимает всерьез, администрация школы отмахивается от ее просьбы, да и окружающие смотрят на нее как на ненормальную. Однако Грейси намерена отстаивать свои права до конца, чтобы доказать всем и в первую очередь себе, что в футболе главное не пол, а воля, характер и физическая подготовка.
Похожий, но менее драматический путь проходят и героини фильма «Играй, как Бекхэм». Джесс мечтает стать знаменитой футболисткой и играть, как ее кумир Дэвид Бэкхем, но из-за неприятия окружающих вынуждена довольствоваться участием в любительских соревнованиях. Все меняется, когда Джесс наконец встречает единомышленницу, другую девушку-футболистку, которая предлагает ей тренироваться вместе и вместе же противостоять стереотипу о том, что футбол «принадлежит» мужчинам.
Социокультурные ограничения
Трансформация женских образов и поведенческих установок заметна и в широком социокультурном пласте, которое относится к смысловому пространству «Отношения». Так, к наиболее распространенным кодам относится «Бунтарка». Это образ женщины, которая борется против консервативных устоев в первую очередь в личных отношениях, отстаивает свое право на измену и на то, чтобы уйти от партнера, если он ее чем-то не устраивает.
«Бунтарка» думает прежде всего о своих интересах, о собственном психологическом комфорте и не будет делать что-то против своей воли только потому, что мужчине так хочется. Одним из примеров в современной популярной культуре стала Ася из сериала «Измены». Недополучая от слабохарактерного и невнимательного к ней мужа те эмоции, которые ей нужны, Ася заводит любовников, не пытаясь при этом себя оправдать: она понимает, что делает, и осознанно разрешает себе быть счастливой так, как нужно именно ей.
В похожей ситуации оказывается и Анна, героиня сериала «Двойная сплошная», только она заводит не любовника, а вторую полноценную семью в другом городе: некоторое время ей удается жить на два дома, не вызывая подозрений, и даже зарегистрировать новый брак, не разрывая старый, но незапланированная беременность ставит ее перед непростым выбором.
Оба сериала критики называли провокационными за то, что в них женщина представлена совсем не такой, какой она должна быть в традиционном представлении, хотя к фильмам, в которых затрагивается тема мужской измены, относятся более лояльно. Еще один общий факт у «Измен» и «Двойной сплошной» — женская неверность как ответ на мужскую: с развитием сюжета выясняется, что героини позволили себе завести любовников после того, как узнали про измену мужа.
Даже в доминантном коде, в идее женского бунта все равно до сих пор присутствует негласный запрос на причину, повод, смягчающие обстоятельства или оправдание такого поступка. Для того, чтобы женщина отстаивала свое право на сексуальную свободу, в глазах общества у нее должна быть веская причина.
Женщины возглавляют государства, отправляются в космос, управляют многомиллионными корпорациями, совершают открытия
Зато женщин никто не осуждает, если они делают первые шаги в отношениях или даже предложение: код «Мужчина как дефицит» тоже относится к доминантным. Архетипичные носительницы — девушки с активной жизненной позицией и установкой на создание семьи, которые считают, что для завоевания избранника все средства хороши.
Он отражен, например, в шоу «Холостяк», в котором несколько девушек борются за внимание перспективного жениха. Еще одним примером может стать фильм «Как выйти замуж за три дня», в котором главная героиня отправляется в Дублин, чтобы успеть сделать предложение своему бойфренду именно 29 февраля: согласно традициям некоторых стран, в високосный год девушка имеет право попросить руки и сердца мужчины, а тот не может отказаться.
В целом можно отметить, что гласных запретов в жизни современных женщин становится меньше: они получают права и возможности, де-юре практически не отличимые от мужских. Женщины возглавляют государства, отправляются в космос, управляют многомиллионными корпорациями и совершают открытия.
В то же время остаются негласные ограничения, с которым сложнее бороться потому, что они невидимые, нигде не прописанные. Это заметно в сферах профессиональной и личной самореализации: код, носительницы которого осваивают нетрадиционные для женщин работы и хобби, называется «На территории мужчин», то есть в глазах общественности эти женщины находятся на чужом поле, они пришли на место, которое им не принадлежит.
Останутся ли они на этой территории и смогут ли побороть гендерные стереотипы, станет понятно только с течением времени, но метаморфозы найдут отражение в массовой культуре.