Пограничное расстройство личности сегодня — новый черный. Этот диагноз — будто удобный ящик, в который можно поместить любое проблемное поведение: самоповреждение, попытки суицида, проблемы в отношениях, экстремально опасные поступки, вспышки ярости (список можно продолжить).
Большинство исследовательских трудов опираются на девять основных критериев пограничного расстройства личности из DSM-V, для диагноза достаточно любых пяти. Такая практика порождает бесчисленное множество конфигураций, объединенных одним названием: ПРЛ.
Критерии и совместимость с другими диагнозами
Для диагностики пограничного расстройства личности достаточно пяти критериев из DSM-V. Их полный список:
паттерн непостоянных интенсивных межличностных отношений;
импульсивность (проявляется в деструктивном поведении: потенциально опасное сексуальное поведение, необдуманные траты, магазинные кражи, употребление веществ и прочее);
эмоциональная неустойчивость (депрессия, тревога, раздражительность могут длиться несколько часов, реже — дней);
неадекватный сильный гнев и сложности с контролем над ним;
повторяющиеся угрозы самоубийства, попытки суицида, а также самоповреждение;
выраженное и постоянное нарушение идентичности (неустойчивый образ себя, изменяющиеся представления о сексуальной ориентации или жизненных целях);
хроническое чувство пустоты и скуки;
отчаянные попытки избежать реального или предполагаемого отвержения1;
преходящие вызываемые стрессом параноидные идеи или выраженные диссоциативные симптомы.
Все это делает сложным восприятие людей с пограничным расстройством личности профессиональными психиатрами, клиническими психологами и консультантами. Еще менее диагноз понятен простым обывателем. Ситуация усложняется тем, что ПРЛ часто не является единственным расстройством человека.
Коморбидность (наличие у человека двух и более диагнозов, нередко совпадающих по симптомам. — Прим. ред.) разнообразна: депрессия, расстройства пищевого поведения, посттравматическое стрессовое расстройство, химическая зависимость и социофобия.
Известны сочетания ПРЛ с избегающими, зависимыми, нарциссическими, асоциальными, гистрионическими и параноидальными расстройствами
Часто ПРЛ сложно обнаружить у пациентов с биполярным аффективным расстройством, психотическим расстройством или СДВГ: его сложно заметить на фоне симптомов второго диагноза.
Все эти факторы в соотношении с большим перечнем диагностических критериев ведут к ряду закономерных следствий: очень смутным представлениям о том, что именно переживают люди с ПРЛ, соблазну ставить диагноз любому сложному пациенту (делать это имеет право только врач-психиатр) или страху не ставить его вообще (ограничиться коморбидным диагнозом).
Стоит ли говорить, что вышеперечисленные особенности не способствуют формированию толерантности к диагнозу в обществе. Несмотря на активизм в социальных сетях, многочисленные блоги, скандирующие, что Mental health matters, стигма все еще актуальна.
Это можно наблюдать на примере нашумевшего судебного разбирательства между Джонни Деппом и Эмбер Хёрд. У последней диагностированы пограничное и истерическое расстройство личности. Ее гротескное, странное, неуместное и неустойчивое поведение — повод для насмешек, издевательств и кибербуллинга. Сложно не заметить яркую деталь, характерную для этого судебного процесса, — невероятное единодушие наблюдающих, однозначность их суждений.
ПРЛ и культурный код
Тем временем социокультурный контекст полнится примерами людей с ПРЛ. Часто это драматические истории. Наиболее известные из них связывают с участниками «клуба 27» — Джимом Моррисоном, Дженис Джоплин, Куртом Кобейном, Эми Уайнхаус. Однако можно найти и вдохновляющие истории преодоления. В их числе Сюзанна Кейсен, которая откровенно и искренне говорит о своем диагнозе и госпитализации в книге «Прерванная жизнь».
В 2022 году зрителей по всему миру изумило то, с какой легкостью кубинка Ана де Армас перевоплотилась в Мэрилин Монро в фильме «Блондинка» (режиссер Эндрю Доминик, 2022). Несмотря на завораживающее сходство дивы и актрисы, лента получила более чем скромные оценки зрителей — 6.2. Зритель остался разочарован: вместо Мэрилин ему показали Норму Джин, вместо истории успеха — историю болезни.
Все больше авторов предполагают, что эмоциональную нестабильность, неудачи в романтической сфере, приверженность лекарствам, а также неуверенность в себе можно объяснить пограничным расстройством личности.
«Блондинка» вольно обходится с фактами, но достоверно показывает эмоциональное состояние человека, лишенного опор. Норма Джин ищет их в других людях: в странных любовных треугольниках, скоротечных замужествах, фантазиях об отце, которого она никогда не знала. Главная героиня так остро проживает собственное эмоциональное и фактическое сиротство, что не может стать матерью, повзрослеть и дать жизнь.
Глубокие эмоциональные страдания, вызванные одиночеством, заставляют Норму раз за разом обращаться к различным видам анестезии: отношениям, таблеткам, алкоголю. В ее жизни есть только одно светлое пятно — кино. И оно принадлежит Мэрилин. Неспособная понять, кто она, Норма Джин не может справиться и с виной за неудавшуюся жизнь матери. Молодая женщина одержима довести до конца то, что не удалось сделать родительнице, — разрушить себя.
История Нормы Джин рассказывает об эмоциональном опыте, равно как и история принцессы Дианы в фильме «Спенсер» (режиссер Пабло Ларраин, 2021). Спустя четверть века после смерти второй вновь возобновились разговоры о ее булимии и пограничном расстройстве личности.
Несмотря на сложные периоды, Диана все еще ролевая модель для множества людей: образец свободы, независимости и собственного достоинства. Неравнодушные разговоры, попытки осмысления и воспоминания не угасают потому, что ни один диагноз не может вместить в себя личность — искреннюю, талантливую, чувствующую.
Киноленты призваны напомнить нам о том, кем были эти вдохновляющие женщины, чья жизнь была осложнена пограничным расстройством личности.
1 The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (3rd ed., rev.). American psychiatric association, 1987. Washington DC: Author, P.347.