1.Развивать навыки, а не ребенка
У ребенка без врожденных особенностей развития при желании можно натренировать практически любой навык. Его вполне реально научить читать и считать, рассказывать наизусть стихи раньше сверстников. Это, наверное, вызовет восхищение друзей и родственников, но не подготовит к школе и дальнейшей жизни. Скорее даже наоборот.
Дело в том, что ребенок сам понимает, какие игры и активности ему нужны сейчас для того, чтобы развивать моторику и физические навыки. А ведь физическое развитие лежит в основе и когнитивного, и психоэмоционального. Именно поэтому коррекционные психологи, работая с маленькими детьми с особенностями, начинают с двигательных нарушений. Так, например, давая правильные игрушки для коррекции мелкой моторики, можно предупредить проблемы с речью, которые возникли бы в будущем.
Здоровый ребенок сам тянется к тому, что ему нужно. Сначала просто хватает разные предметы, крутит и щупает их. Потом начинает играть с ними. Такая последовательность связана с тем, как развиваются полушария: сначала правое, которое отвечает за обработку символов и образов, а уже потом левое, необходимое для построения логических связей.
Детям не нужны «развивашки». Лучшее развивающее занятие для дошкольника — свободная игра. Взрослый просто должен быть рядом, следить за тем, чтобы ребенку было с чем играть. Не обязательно покупать тонны игрушек — просто позвольте трогать все безопасные для него бытовые предметы. Но если нет такой возможности, отдайте ребенка в такой детский сад, где педагоги поощряют и поддерживают свободную игру воспитанников.
2.Готовить к школе
Некоторые родители считают, что если начать водить ребенка на «развивашки» (развивающие занятия) с двух-трех лет, то к школьному возрасту он как раз освоит правила поведения и сможет спокойно сидеть за партой в первом классе. Но функция префронтальной коры, которая как раз отвечает за дисциплину, начинает формироваться к семи годам, когда дети обычно идут в школу.
Вы не сможете приучить ребенка к дисциплине заранее. Зато, если дадите ему вволю наиграться в раннем детстве, к школе сформируются навыки, нужные для саморегуляции. Иначе можно получить маленького гения, который давно умеет читать и писать, но срывает уроки из-за проблем с поведением.
3.Давать «развивающие гаджеты»
Считается, что при помощи приложений для смартфонов и планшетов можно развивать ребенка. Некоторые из них действительно полезны, но только если рядом есть взрослый. Допустим, ребенку нужно делать какое-то упражнение на внимание и память. Просто так повторять его раз за разом вместе с логопедом или психологом — скучно, и тогда приложение поможет. Такие занятия обычно длятся не более получаса и не заменяют свободную игру.
Дошкольнику же гаджеты сами по себе не нужны и даже вредят. До двух-трех лет желательно вообще не давать ребенку смартфон (максимум — несколько минут на мультики под контролем родителя), после трех лет и до школы — следует ограничить общение с гаджетом до часа в день.
4.Торопиться с развитием
Знаменитый психолог Лев Выготский сформулировал теорию сензитивных периодов — это то время в жизни ребенка, когда ему легче всего приобрести тот или иной навык. Если такой период пропустить, потом крайне сложно наверстать упущенное. В возрасте от 1-1,5 до 3 лет проще всего, например, приучить детей к порядку. Можно вместе готовить и потом убирать посуду, просить ребенка складывать свои игрушки и так далее. Не успеете сделать этого до 3 лет — и, возможно, потом всю жизнь придется бороться с неряхой.
5.Учить английскому с пеленок
Некоторые родители стремятся научить ребенка говорить по-английски с раннего возраста. Даже дома пытаются общаться на английском языке, чтобы ребенок изучал его с пеленок. Ведь русский он и так усвоит. И все бы хорошо, но на практике такой подход редко срабатывает. Родитель, который сам — не носитель языка, не сможет полноценно обучить ребенка английскому. При этом и русскому дети тоже не научатся.
Всему свое время. Дошкольнику на пользу свободные игры, именно в них он тренирует и речь, и воображение. А сложные дисциплины и навыки он успеет освоить, когда будет к этому готов.
Об авторе
Елена Игнатьева — CEO образовательной платформы