Мать и дочь на пляже
Фото
Getty Images

Незримая связь матери и ребенка часто не прерывается даже тогда, когда ребенок давно вырос. Описано немало случаев, когда матери, находясь за много сотен километров от своих уже взрослых детей, чувствовали, что те больны или попали в беду. Психологи говорят об эмпатии и слиянии. Мистики возводят глаза к небу. Но, кажется, свое мнение на сей счет появилось и у генетиков.

Еще несколько десятков лет назад биологи с изумлением обнаружили в крови нескольких недавно рожавших женщин фрагменты мужской ДНК. Исследования установили, что речь идет об эмбриональных клетках плода, которые проникли в материнский организм через плаценту во время беременности. Как оказалось, это явление существует уже миллионы лет и присуще всем плацентарным млекопитающим. Оно получило немного пугающее название «микрохимеризм».

Микрохимеризм – миграция клеток одного многоклеточного организма в другой, родственный многоклеточный организм в обход полового размножения. Возможны: миграция клеток матери в организм плода, обмен клетками между близнецами в утробе матери, миграция клеток от предыдущей беременности в организм младшего ребенка, микрохимеризм в результате трансфузии. Если клетки плода пересекают плацентарный барьер и остаются в организме матери, речь идет об эмбриональном (или фетальном) микрохимеризме.

Технического арсенала ученых долгое время не хватало, чтобы в деталях изучить феномен микрохимеризма. Да и сейчас о полной его ясности говорить не приходится. Хотя в гипотезах недостатка нет. Согласно одной из них, эмбриональные клетки стимулируют иммунную систему матери, помогая эффективнее ликвидировать любые возможные угрозы здоровью. Другая теория, напротив, предполагает, что задержавшиеся в организме женщины клетки плода (а они могут сохраняться там десятки лет) со временем начинают все же отторгаться иммунной системой, что служит причиной тяжелых аутоиммунных заболеваний.

На сегодня известно, что большая часть эмбриональных клеток, проникших в организм матери сквозь плаценту, удаляется иммунной системой вскоре после родов. Оставшиеся же обладают характеристиками стволовых клеток – они встраиваются в органы и ткани, усваивая «привычки соседей». Так, группа китайских биологов провела эксперименты на мышах: эмбриональные клетки подвергались воздействию гормонов лактации – и формировали ткань, аналогичную ткани молочных желез1.

Эти данные подтолкнули американского генетика Эми Бодди (Amy Boddy) и ее коллег к идее взглянуть на микрохимеризм с точки зрения эволюционной необходимости2. Они предполагают, что многие материнские функции женского организма сформировались именно под воздействием эмбриональных клеток плода, которые на физиологическом уровне «настраивают» женщину на обеспечение всех потребностей ребенка. Ученые предсказывают, что максимальное количество эмбриональных клеток может быть обнаружено в тех органах матерей, которые имеют первоочередную важность для рождения и обеспечения жизни новорожденного. Это поджелудочная железа, отвечающая за обмен веществ и поддержание температурного баланса плода в ходе беременности, молочные железы, которые обеспечивают родившегося ребенка питанием, – и головной мозг. Нейронные связи в нем формируют материнскую привязанность к ребенку. И не исключено, что именно наличие в мозге матери эмбриональных клеток уже родившегося ребенка позволяет ей воспринимать нужды младенца как свои собственные.


1 S. Wang et al. «Plasticity of the response of fetal mouse fibroblast to lactation hormones». Онлайн-публикация на сайте журнала Cell Biology International от 2 января 2013 года.

2 A. M. Boddy et al. «Fetal microchimerism and maternal health: A review and evolutionary analysis of cooperation and conflict beyond the womb». Онлайн-публикация на сайте журнала BioEssays от 28 августа 2015 года.