Развеивать мифы, подтверждать догадки и опровергать научные теории будет Ольга Александровна Бухановская, врач-психиатр, дочь известного эксперта в области психиатрии — профессора Александра Олимпиевича Бухановского. Именно он распознал в Чикатило маньяка и вывел его на признание в совершенных преступлениях, тем самым сохранив жизни несостоявшимся жертвам. С тех пор имя Чикатило стало нарицательным: маньяк, садист, жестокий убийца, извращенец.
КТО ТАКИЕ МАНЬЯКИ: ЗЛЫЕ ГЕНИИ С АНТИСОЦИАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ?
В отличие от заурядных убийц, совершающих преступления из-за денег или ревности, «чикатилы» намеренно убивают или насилуют своих жертв (а иногда и то и другое) по заранее написанному кровавому сценарию. Они это делают не один раз, а совершают целую серию жестоких убийств с одинаковым почерком.
Нередко со стороны друзей и родственников маньяка звучит фраза: «Никогда бы не подумал…» Так и жена Чикатило долго удивлялась, что ее муж — серийный убийца. «Я его веником гоняла по квартире, а вы мне рассказываете, что он 80 человек убил», — говорила она.
Если маньяков ловят, то они умеют ловко изворачиваться. Кроме того, их практически всегда признают вменяемыми, несмотря на наличие психических расстройств. Что же это за особенность работы мозга: отчетливо все осознавать, уметь манипулировать, но в то же время иметь психическое расстройство личности?
Ольга Александровна объясняет, что маньяки — люди, страдающие садистическим расстройством личности. У них также могут наблюдаться множественные расстройства сексуального предпочтения. Но все равно стержнем остается садизм. И это никакие не злые гении, а люди, которые имеют психические заболевания и ведут себя жестоко под воздействием болезни. У маньяков может быть нормальный интеллект, ведь психически больной человек не обязательно должен быть слабоумным.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЖЕСТОКОСТИ
«Чтобы это понять, нужно представить алкоголика или наркомана», — продолжает психиатр. Они не умственно отсталые. Человеку с зависимостью трудно контролировать патологическую тягу к психоактивным веществам. Так и маньяки, они не могут не понимать и не осознавать, что их поведение неправильное и уголовно наказуемое, а также идет во вред окружающим и им самим. Они все равно охотятся, находят жертву и убивают.
Но с этим грузом тяжело жить, поэтому психика находит оправдания. Например, идею очистить общество от «грязных» женщин. Педофилы объясняют свои поступки заботой и любовью к детям. Александр Олимпиевич Бухановский назвал эту форму психологической защиты «легендизацией».
МАНЬЯКАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ?
Шведские ученые обнаружили, а американские вроде бы подтвердили, что на склонность к насилию влияет мутация «гена воина» или, как его прозвали в народе, — «гена убийцы». Есть предположение, что его изменение в сочетании с наркотиками, алкоголем, а также психологическим и физическим насилием в детстве усиливает склонность к жестокости.
Ольга Александровна не верит в «ген воина». Считает это спекуляцией и недоумевает: «Мы не можем выявить до сих пор ген болезни Альцгеймера, которая считается генетическим заболеванием с выраженной наследственной предрасположенностью. А чтобы вот так сразу выявили ген агрессии, сомневаюсь. На сегодняшний день не нашли однозначного ответа по поводу генетической природы ряда дегенеративных процессов головного мозга».
На вопрос, рождаются ли маньяками или становятся, психиатр отвечает, что нельзя говорить об этом однозначно. «Нужно рассматривать этот вопрос несколько шире. На возникновение агрессии и садизма в рамках психических расстройств мы смотрим с точки зрения биопсихосоциальной модели развития психических заболеваний: биологическая (особенности мозга), личностная предрасположенность и социальные факторы».
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО «ЧИКАТИЛО»?
«Главное — это изменения в глубоких структурах головного мозга: атрофический процесс в лобных долях и височной области, — объясняет Ольга Александровна. — Происходит это по разным причинам. Например, во время патологических родов или сложной беременности с влиянием различных негативных факторов.
Немаловажную роль играет воспитание. Чаще всего будущие маньяки формируются в семьях, где между родителями неравноправные отношения: например, мама — семейный лидер с властным характером, а отец или отстранен от воспитания ребенка, или полностью отсутствует в его жизни. С детьми члены такой семьи очень жесткие, грубые, без чувства любви и привязанности. Воспитание происходит по принципу эмоционального отвержения с элементами ханжества и двойных стандартов.
В некоторых семьях в отношении ребенка могут проявлять эмоциональное, психологическое и даже сексуальное насилие
Мы наблюдали случаи, когда те мужчины, в отношении которых в детстве применяли сексуальное насилие, потом становились маньяками».
Помимо семьи, на формирование таких личностей влияет и общество сверстников. Будущие маньяки — порой странные, нелепые, забитые, не умеющие взаимодействовать с подростками. А некоторые из них — грубые, жесткие, требовательные и конфликтные. Они все время настаивают на своем, требуют, чтобы все жили по их правилам. Поэтому с ними стараются не взаимодействовать.
Из-за этого такие подростки — будущие маньяки — не получают навыков взаимодействия с людьми ни внутри семьи, ни со сверстниками. А также не умеют сочувствовать из-за отсутствия примера. Таким образом происходит эмоциональная и психологическая депривация».
КАК СТАНОВЯТСЯ МАНЬЯКАМИ?
«Все начинается с импринтинга — крайне эмоционального события в жизни человека: сцены насилия, жестокости или смерти. Получается смесь ранее не переживаемых эмоций вместе с восторженностью, страхом, приподнятостью и ощущением власти, — поясняет психиатр. — Такое сильно выраженное эмоциональное состояние запоминается и закрепляется в сознании у будущего маньяка. Оно может фиксироваться не только на эмоциональном уровне, но и на физиологическом: эрекцией или семяизвержением — приятными переживаниями полового возбуждения.
После импринтинга начинает развиваться болезнь: проявляется или просто садизм, или с какими-то дополнительными расстройствами сексуального предпочтения. Они постепенно нарастают по механизмам развития болезни зависимого поведения. Появляется тяга к совершению патологического сексуального действия либо в отношении людей, либо животных. Со временем эта болезнь только усиливается, как и потребность в совершении этого практически неконтролируемого явления».
ОБРАЗ ЖЕРТВЫ
«Далее начинается следующий этап развития болезни — интропсихический (внутри психики). Это проявляется в виде фантазий, представлений, воспоминаний, сновидений, приобретающих навязчивый и назойливый характер и приносящих душевный и психологический комфорт, — продолжает Ольга Александровна. — Именно во время этого этапа и формируется представление о жертве с учетом того, кто нравится маньяку, к примеру, длинноволосые женщины на каблуках или в черных колготках.
Образ жертвы постепенно закладывается в мозгах этих людей, и когда просто фантазии перестают приносить эмоциональное удовлетворение, возникает новый этап — переход к жертвам. Иногда маньяки сначала применяют насилие к животным (у небольшого процента садистов), а потом уже к людям. У нас был случай, когда маньяк издевался над деревьями. Он их кромсал, и они гибли. Это уникальный случай проявления садизма к природе. Либо это происходит сразу в отношении людей».
«САМА ВИНОВАТА»?
Существует такое понятие «виктимблейминг» — перекладывание вины на жертву насилия. «Сама виновата», «Не нужно было провоцировать» и другие фразы периодически звучат в адрес людей, пострадавших от рук маньяка, которые и так испытывают стыд, страх и много других негативных эмоций. А кто-то просто не выжил в смертельной схватке с чудовищем.
«Нет, жертва ни в чем не виновата, — возражает психиатр. — На это влияет ситуация и отсутствие обучения, как себя вести с незнакомыми не только у детей, но и у взрослых. Необходимо понимать, какая есть опасность и как ее предупредить. Для этого нужны специальные навыки. Есть основные правила: не садиться в машину к незнакомому человеку, не заходить в лифт с неизвестным мужчиной, не ходить одной по ночам в безлюдном месте. Нужно делать все для своей безопасности и не подвергать себя риску».
ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ МАНЬЯКОВ?
«Маньяки не идентифицируют своих жертв (деперсонифицированность): не интересуются личными данными (имена, фамилии, возраст), жизненными обстоятельствами, сведениями о семье и работе. А также абсолютно холодны к ним. Еще одна общая черта — маньяками становятся только мужчины, — поясняет Ольга Александровна. — Женщин-маньяков не бывает».
КАК РАСПОЗНАТЬ «ЧИКАТИЛО»?
Этот вопрос начал волновать умы исследователей уже давно. Сначала пытались определить по форме черепа и подбородка, затем по строению ушных раковин и длине рук. Потом по разрезу глаз, форме бровей и губ. И еще по многим другим признакам, не имеющим под собой доказательную базу. Как же можно понять, маньяк перед тобой или нет?
Ольга Александровна считает, что по внешним признакам сложно определить маньяка. Нужно обращать внимание на особенности поведения: «Если речь идет о подростках, то это целенаправленные издевательства над животными. Не просто случайно ударил собачку, а более серьезные действия. Например, у нас был случай, когда подростки специально издевались и совершали коитус (половой акт) с маленькой козочкой. И не один раз.
Маньяком может быть личность, которая постоянно пытается кого-то унизить, подавить, и при этом получает наслаждение. Например, к нам как-то обращался папа, у которого 20-летний сын делал маме массаж. Во время этого он ей причинял боль до такой степени, что она вскрикивала. А он наслаждался этим: в его глазах было вожделение и радость.
Еще нужно обращать внимание, если мужья (партнеры) предлагают женам (партнершам) садомазохистские взаимоотношения с целью унизить их, оскорбить, побить, связать. Но это не значит, что перед вами точно маньяк. Проблема возникает тогда, когда физиологическая нормальная сексуальность замещается вот такой — патологической.
Еще один тревожный звоночек — если у мужчины в компьютере, телефоне есть фотографии или видео с детской порнографией
Если мужчина не может без дополнительной стимуляции в виде подобного отклоняющегося от нормы сексуального поведения испытать оргазм и у него не возникает эрекция — это показатель того, что формируется расстройство сексуального предпочтения.
Маньяки могут быть внешне обаятельными и привлекательными. Но потом, когда формируется болезнь, они постепенно меняются и личностно. Становятся направленными в основном на себя. Физиологическая и партнерская сексуальность замещается мастурбационным процессом. Их интересы сужаются, и они становятся более примитивными в социальном плане».
При любых подобных отклонениях, описанных в статье, нужно как можно раньше обращаться к врачам-психиатрам. Выявление на ранних стадиях таких патологий может сохранить жизнь потенциальным жертвам маньяков.
Психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт, сексолог, главный врач лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс»
Личный сайт