От родителей можно часто услышать фразы: «Ребенок меня не слышит», «Не слушается, пока не заорешь». О чем это может говорить?
«Мы говорим „он меня не слышит“ — уже начался морок и туман. У ребенка есть проблемы со слухом? Тогда это к врачу. Нет? Не морочьте сами себя неверным описанием ситуации, —
Паттерн закрепляется, причем для каждой из сторон: «Просьба — игнорирование — крик — выполнение». Несколько лет тренировки — и уже ни вы, ни ребенок не представляете, а как иначе. Ведь он «не слышит».
Но если родитель недоволен повышением голоса каждый раз при просьбе, значит, дело не в громкости. Крики могут предполагать, что ребенок:
не делает то, что вы просите;
не обращает внимания на ваши слова.
«Это две разные ситуации. В первом случае это может быть протест — не хочет делать. А может быть и неспособность немедленно выполнить требование — не может сделать. Каждая из таких ситуацией требует своего решения, — рассказывает психолог. — Чтобы помочь ребенку переключиться с его текущей деятельности и обратить внимание на ваши слова, нужны одни действия. Чтобы помочь его слабой пока исполнительной функции выполнить требования — другие. Чтобы разобраться с протестом — третьи. И внутри там тоже есть еще развилки».
Веря, будто дети хотят слушаться, если могут, взрослые ищут, что же тем мешает слушаться и чем можно помочь.
«К такому видению поди продерись через завалы „он не слышит“, „он мной манипулирует“, „он издевается“, „ему лишь бы назло“, „он меня в грош не ставит“. Все эти способы описания происходящего делают нас рабами своих эмоций и все только запутывают, — объясняет Людмила Петрановская. — Одно из первых умений, которое нужно освоить родителям при непослушании ребенка: ясно, точно и честно описывать ситуацию. Часто одного этого бывает достаточно».
эксперт Школы осознанного родительства «Большая Медведица», Основатель Института развития семейного устройства
Личный сайт