Джулиана Шредер, доцент отделения менеджмента в школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley)? решила выяснить, как размер коллектива влияет на склонность членов этого коллектива приписывать себе большую часть достижений группы. Для этого она вместе с коллегами провела серию экспериментов.
В первом эксперименте участвовали 699 учащихся по программе MBA, проходивших курс по ведению переговоров. Каждому из них задали несколько вопросов, касавшихся их деятельности в учебной группе, в частности, один из вопросов звучал так: «Как вы считаете, какую долю общей работы группы выполнили лично вы?» Часть опрошенных при этом просили сначала вспомнить имя каждого участника группы. Еще часть респондентов просили вдобавок оценить приблизительный вклад каждого из них в общее дело.
Оказалось, что чем больше был размер учебной группы, тем большую долю общей работы опрошенные приписывали себе. Особенно ярко этот эффект проявлялся, если в группу входило более восьми человек. Однако если участникам исследования требовалось сначала вспомнить своих товарищей по группе, они были уже не столь склонны преувеличивать свои личные достижения. Это показывает, что, скорее всего, участники не сознательно лгали, а просто были слишком сосредоточены на своих собственных усилиях и забывали о том, что делали другие.
Участники, которых распределили в группы из шести человек, были более склонны преувеличивать свой вклад в общий результат
Во втором эксперименте участвовали добровольцы из числа посетителей Чикагского научно-промышленного музея. Их разделяли на группы по три или шесть человек, которые соревновались друг с другом в упражнениях с кистевым эспандером. Для определения победителя сравнивались усредненные результаты в каждой группе, и все участники победившей группы получали небольшое вознаграждение. Затем добровольцы уже в индивидуальном порядке заполняли анкеты, в которых оценивали свой личный вклад в общий результат группы.
Результаты подтвердили выводы первого эксперимента — участники, которых распределили в группы из шести человек, были более склонны преувеличивать свой вклад в общий результат. Если же участников просили также оценить вклад их товарищей по группе, они обычно скромнее оценивали собственные результаты.
Авторы исследования также провели онлайн-опрос, участников которого просили вспомнить любые ситуации, в которых им доводилось выполнять какие-то задачи в составе малых (2-4 человека) или же более крупных (5-10 человек) групп, и оценить собственный вклад в общее дело. И снова тенденция переоценивать значимость своей работы ярче проявлялась при работе в более крупных коллективах.
Чтобы снизить влияние подобной тенденции, которая может приводить к конфликтам и портить отношения внутри коллектива, Джулиана Шредер рекомендует разбивать крупные рабочие группы на более мелкие и четко распределять зоны ответственности каждого участника.