Десять лет назад я путешествовала по Америке и провела неделю в гостях у одного весьма состоятельного военного. Отец семейства бывал дома по вечерам, и мною в основном занималась его жена Джилл, замечательная дама средних лет, мать четырех взрослых дочерей. Помимо того чтобы развлекать меня, у нее были и собственные дела: гольф, фитнес, общественные мероприятия, церковь, встречи с кем-то из дочерей, благотворительность. Вряд ли этим исчерпывалась ее жизнь, но это все, что я успела заметить за неделю, проведенную вместе.
Однажды мы отправились смотреть статую Свободы. В Нью-Йорке, как и в Москве, улицы были заполнены спешащими куда-то людьми. Посмотрев на них, я спросила Джилл: «А ты хотела когда-нибудь чем-то заниматься? Сделать карьеру, реализоваться профессионально?»
С ноткой недоумения в голосе Джилл ответила: «Я счастлива, что никогда не была вынуждена работать». Больше всего меня поразило тогда то, до какой степени я удивилась.
Капиталистическая система построена на идее упорного индивидуального труда
Передо мной как будто распахнулась дверь в неведомый мир восприятия реальности: ни на психологическом факультете, где я тогда училась, ни в Советском Союзе, ни в перестраивающейся России этому не учили. И действительно, откуда я узнала, что должна работать? Каким образом идея «люди должны работать» поддерживается в нашем обществе?
У маленького ребенка взрослые часто спрашивают: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» В школе детям объясняют, что они должны хорошо учиться, чтобы потом хорошо работать. Вопрос «Кто он (она)?» на самом деле означает «Кем он (она) работает?».
В СССР людей, которые не работали, называли тунеядцами, их подвергали общественному порицанию, судили, изгоняли из страны — как, например, Иосифа Бродского.
Из пословиц мы знаем, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «труд создал человека», «кто не работает, тот не ест». То, что упорный труд — залог успеха, следует из сказок и басен: «Попрыгунья-стрекоза», «Золушка», «Три поросенка», «Морозко». И даже в фильме про «женское счастье» «Москва слезам не верит» речь идет о том, что, если 20 лет подряд спать по четыре часа в сутки, обязательно встретишь своего принца, даже если тебе немножко за сорок.
Капиталистическая система, благодаря которой стали процветать многие страны, также построена на идее упорного индивидуального труда. «Если ты такой умный, то почему такой бедный» — каждый, кто развивал свои способности и упорно трудился, добился счастья, исчисляемого деньгами.
Многие психологи и философы утверждают, что человек будет здоров и счастлив, если реализует свои способности, а невозможность работать в полную силу может стать причиной болезней и несчастий.
Трудиться означает одновременно зарабатывать деньги и не располагать временем их потратить
Дальше — больше. Работа — это не обязанность, а право и даже привилегия: феминистки отстаивают право женщин работать с мужчинами на равных, доказывая, что только в этом случае женщина будет жить как человек, обретет независимость и самореализуется.
Способность самостоятельно зарабатывать и содержать себя — один из критериев необходимого перехода ребенка в статус взрослого. Государство поддерживает трудящихся: работая, можно получить оплачиваемый отпуск, пенсию и медицинскую страховку.
Но встречаются ли другие, альтернативные знания, которые поддерживают прямо противоположную идею — «люди не должны работать»? Как сказал Оскар Уайльд, «работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет».
Трудиться означает одновременно зарабатывать деньги и не располагать временем их потратить. К тому же деньги требуют особого внимания: они дешевеют, их надо сохранять и приумножать — чем больше человек зарабатывает, тем больше он вынужден работать, и уже непонятно, деньги работают на него или он на них.
А кто сказал, что пресловутая самореализация связана только с работой? Если человек танцует, фотографирует, любуется природой, играет с ребенком или помогает старушке перейти улицу, разве он не реализует свои способности или не приносит пользу обществу?
В крупных корпорациях принято устанавливать табло, на которых высвечивается информация о достижениях предприятия. Например: «Наш завод выпустил миллионный автомобиль». Чтобы сотрудники понимали, чем они занимаются: часто они знают, лишь как функционирует их участок работы, а полной картины происходящего не видят.
Мы живем в обществе потребления, рекламные кампании создают новые потребности, заставляя нас желать вещи, о которых минуту назад мы и не знали. Чтобы получить желаемое, мы работаем: «Счастлив не тот, у кого все есть, а тот, кому ничего не надо».
Емеля, Иван-дурак и 33 года пролежавший на печи богатырь обошлись без упорного пожизненного труда. В сказках сосредоточена вековая народная мудрость — многие известные герои обрели все благодаря простой удаче и работе многочисленных помощников: щуки, волка, Конька-горбунка.
Мастер из романа Михаила Булгакова заслужил покой, не отправляясь каждый день на службу, а творя дома рядом с любимой женщиной. Возможно, человек, который много трудится и делает карьеру, просто чувствует себя неуверенно, тревожно и нуждается во внешнем статусе, чтобы ощущать себя защищенным?
В Екклезиасте сказано: «суета сует», и убедиться в этом можно, пересмотрев фильм «Прохиндиада, или Бег на месте» (В. Трегубович). Запад придумал идею прогресса, людям объясняют, что надо стремиться вперед (в светлое будущее) и много работать, а у восточного мира время идет по кругу, торопиться некуда, ничего нового и лучшего нет ни в будущем, ни в прошлом. Для восточного человека достижением считается не бежать быстрее всех, а остановиться. Буддисты прилагают особые усилия, чтобы научиться ничего не делать.
Что получается в результате? Накопленных знаний у человечества много. Посмотришь с одной стороны — надо работать, взглянешь с другой — не надо. Единого, правильного для всех решения нет, но у каждого есть выбор, какими знаниями воспользоваться, чтобы жить наилучшим для себя образом.